Цвет — это клавиши, глаз — молоточек, душа — многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством той или иной клавиши целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу.
В.В,Кандинский
Музыка и живопись, как и любые другие виды искусства, являются совершенно особыми и уникальными средствами интерпретации окружающей действительности. Музыка отражает то, как видит мир её творец — в звуках, живопись — в красках.
Возникает вопрос: как сильно связаны между собой эти виды искусства и можно ли услышать картину? Некоторым людям под силу добиться этого через полную иммерсию средствами собственного воображения. Но что в таком случае делать тем, у кого это не получается?
Кажется, что единственный выход — мультисенсорное искусство. Однако исчерпывающие ответы на эти вопросы были даны задолго до его появления. Постулат таков: каждый человек способен соотнести зрительный образ с музыкальным, зная технологию взаимодействия с произведением искусства.
![](https://quenoticias.com/wp-content/uploads/2022/08/VanGogh_2020_LaurenceLabat-6531_HR.jpg)
Картины, которые молчали
Поиском взаимосвязи между мелодией и изображением занимались со времён Аристотеля и Пифагора. Пифагор, к примеру, считал, что все сущее имеет голос. Однако его умозаключения о проявлениях музыкальной гармонии носили скорее философский характер.
Практически первое появление музыки в живописи было чисто номинальным. Оно не привело к воздействию произведения искусства сразу на два канала восприятия. «Музыка» рассматривалась художниками в прямом смысле: на картинах изображались музыкальные инструменты или играющие на них, поющие или танцующие персонажи. Поэтому изображаемое так и не вызывало у зрителя никакого слухового представления.
![](https://arthive.net/res/media/img/ox800/work/867/309631.jpeg)
Музыкальные ритмы можно было условно уловить лишь на работах тех живописцев, чьи картины не были статичны. Звук, при этом, оказывался исключительно визуальной вибрацией струнных инструментов или движением персонажа на полотне.
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/10/b1352MvwFoM-1024x714.jpg)
Взгляд экспрессионистов
Ближе всего к решению проблемы подошли экспрессионисты (начало ХХ в.). Они придавали большое значение «музыкальности картины». При этом, музыкальность абсолютно не связывалась с гармонией и благозвучностью. На первый план вышла спонтанность чувств.
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/10/OBGBwPL96L8-1-664x1024.jpg)
Более того, художник призван был создавать свою особую систему знаков посредством нарушения традиционной перспективы и игры с цветом, контрастом и формой. Он руководствовался преимущественно личными ощущениями и эмоциями в моменте, которые фиксировал на полотне. В результате на картине поселялся хаос. Она не просто транслировала поток чувств художника и кричала зрителю о его боли или радости в свободной манере, но по-настоящему походила на какофонию звуков. Но разве к ней стремились предыдущие поколения художников, интегрировавшие музыку в живопись?
Теория цветовосприятия Кандинского
Василий Кандинский (1866–1944), художник-экспрессионист, стоящий у истоков абстрактной живописи, тоже исследовал взаимосвязь между звуками, цветами и формами и, в отличие от предшественников, разработал и обосновал концепцию синтеза разных видов искусств и сформулировал теорию цветовосприятия.
Для него цвет — инструмент воздействия на душу человека. А картина — это симфония чувств и цветов, эталоном для создания которой является музыка. Цветовая палитра по его мнению вызывает вибрацию души и передает глазу человека не только саму «картинку», но и сведения о запахах и звуках. Наиболее успешно это работает в абстрактной живописи. Она высвобождает цвет, линию, форму и плоскость из оков материального мира и наделяет эти категории звуковой мелодикой. Картина становится оркестром, благодаря чему зритель и ощущает аккорды цвета.
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/10/Is0jV53PI_4-1024x717.jpg)
В конечном счете В.В.Кандинский проводит четкие аналогии между оттенками красок и тембром звука музыкальных инструментов. Опорой для систематизации стал цветовой круг Иттена. Красный цвет в нём художник ассоциировал со звуком трубы или барабана, жёлтый — с трубой или фанфарами, оранжевый — с альтом. Фиолетовый для него — это фагот, синий — виолончель, контрабас или орган, а зелёный олицетворял спокойные, растянутые средние тона скрипки. Особенными были чёрный и белый цвета. Белый для Кандинского — цвет вселенной и безмолвия, своеобразная пауза в музыке, а чёрный — это вечное безмолвие без надежды и будущности. На фоне белого другие краски теряют силу. На чёрном они звучат ещё сильнее.
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/10/DGwlDzwRwnM-1024x659.jpg)
Частота визуальной волны
Значит ли это, что все то, что предшествовало революционным направлениям в живописи, не было способно передать звук, поскольку создавалось художниками интуитивно и бессистемно?
С одной стороны, взгляды экспрессионистов и концепция Кандинского, хотя и не универсальны, вполне справедливы и допустимы. Однако связь между музыкой и живописью все же можно установить другим способом.
Для этого посмотрим базовые понятия: звук, частота, волна и цвет.
Звук в широком смысле — это совокупность волн различных частот. Высота звука — это частота, измеряемая в герцах. Частота — скорость повторяющихся биений, ударов или колебаний в секунду. Каждая нота графически обозначает музыкальный звук и, соответственно, имеет свою частоту.
Цвету тоже присуща частота. Цвета измеряются длиной волны, то есть промежутком между упомянутыми колебаниями.
При самом простом подходе к систематизации 7 нот можно наложить на 7 монохромных цветов (цвета радуги). Выведется примерно следующее соответствие:
- до – зелёный
- ре – голубой
- ми – синий
- фа – фиолетовый
- соль – красный
- ля – оранжевый
- си – жёлтый
- абсолютный покой – белый
Это обозначает лишь одно — любой картине присуща своя музыкальная мелодия, которую может услышать даже человек со зрительной дисфункцией (дихромазией или дальтонизмом) при помощи специальных устройств.
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/10/image-12.png)
В любом случае музыка и живопись в действительности обладают рядом общих закономерностей. Они во многом дополняют друг друга. Чем более абстрактна живопись, тем больше будет музыка восполнять пробелы в понимании картины. И именно музыка рассматривалась многими художниками в качестве ориентира творчества.
Редактор: Оксана Литвинцева
Мария Братчикова
Latest posts by Мария Братчикова (see all)
- Вслушайтесь: Вам поют картины - 16 октября, 2023
- Пункт назначения — Аракатака: путешествие на малую родину Габриэля Гарсиа Маркеса - 2 апреля, 2023
- Города тоже умирают? - 7 февраля, 2023
Ваш комментарий будет первым