Регионоведение России: почему в МГУ?

Почему стоит изучать регионоведение именно на ФИЯРе?

Текст: Ольга Лапина

Это было как вчера. Разобравшись в том, что из себя представляет регионоведение в теории, я  решила, что это «моё», и повезла документы на ФИЯР. Прошло чуть более двух лет. Совпали ли мои ожидания с реальностью?

Каждый вуз подает студентам информацию по-своему. Регионоведение в МГИМО идет с уклоном в международные отношения. РАНХиГС готовит кадры для работы во внутренней политике. В чем же «фишка» МГУшной версии РИМО, разработанной на нашем факультете?

Сравним учебные планы

Посмотрим, что нам предлагают  РАНХиГС и МГУ. Разница сразу бросается в глаза. В Академии большинство предметов составляют, например, политология, переговорный процесс, теория управления, маркетинг территорий, региональные связи субъектов РФ, геополитика, демография и территориальное планирование. ФИЯР вышеперечисленных предметов не дает в принципе. Зато большая часть учебного времени отдана таким предметам, как русский мир в контексте мировых цивилизаций, история русской культуры, проблемы взаимодействия культур, культурно-исторические аспекты взаимодействия России с другими регионами. В преподавании мгушного регионоведения акцент делается на культурные аспекты. Не спешим однозначно оценивать, плохо это или хорошо. С одной стороны, знания получаются не прикладные, особенно если учитывать, какой потенциал несет в себе регионоведение как база для профессиональной деятельности. С другой стороны, знания у нас на факультете получают действительно уникальные. А эксклюзивная информация — это дорогая информация.

А чем отличается практика?

Студенты РАНХиГС проходят практику в органах власти, знакомятся с работой чиновников. Для регионоведов МГУ подготовлена выездная региональная практика, и это не привычная всем помощь госслужащим. Студенты первого курса выезжают в уездные города Московской области. На основе поездок они самостоятельно составляют путеводители. На втором курсе — десятидневный выезд в регионы. За последние несколько лет успели съездить во Владимир, Иваново, Вологду, Тамбов — несколько лет подряд были выезды даже  на Соловецкие острова! Суть поездки — провести региональное исследование. Каждый студент, обсудив свои интересы и изучив место назначения с научным руководителем, выбирает тему работы. Основная часть исследования проводится уже на месте. Нужно написать аналитическую часть, выявить основные проблемы региона, сделать прогноз и конкретные предложения по реализации возможных проектов. Моя работа, например, была посвящена стратегии развития Вологды до 2020 года. Интересно? Не то слово! Именно практика помогла мне точно определиться с тем, какие вопросы волнуют меня больше всего с профессиональной точки зрения и какое практическое применение своим знаниям и возможностям я могу найти. В этом плане практика РИМО ФИЯР и работа преподавателей нашей кафедры — несомненный плюс программы! Третий и четвертый курс — свободный полет. Сначала необходимо подготовить теоретическую базу по заданной теме, а после реализовать свой проект социальной значимости. Бывало, что студенты получали гранты и выдвигали свои проекты дальше уровня университета.

После бакалавриата

Недостаток учебной программы регионоведения на ФИЯР — это отсутствие серьёзных правовых и экономических дисциплин  и недостаток внимания к  современным международным отношениям. На выходе выпускник РИМО ФИЯР уступает как выпускнику экономических или юридических специальностей, так и культурологам или специалистам по МО. Однако это же и преимущество. Получив широкое — может, даже слишком — гуманитарное образование и диплом бакалавра МГУ по этой специальности, можно (и следует!) дополнить его магистратурой более узкой направленности. А возможности тут безграничны.

Более того, для поступления в любой западноевропейский вуз нужно указать, какие из дисциплин ты проходил в российским вузе. В программе регионоведения на ФИЯР есть большинство предметов, необходимых для поступления на любое гуманитарное направление в Европе!

Итоги

Прежде чем решиться получить образование в области регионоведения на ФИЯР МГУ, стоит ответить самому себе на множество вопросов, а также учесть, что этой программе определенно есть, куда развиваться.

Следует осознать, какое количество возможностей встает перед получившими такое образование. Так, потенциальным местом трудоустройства могло бы стать Минрегионразвития, только вот его упразднили еще в 2014 году… Поэтому остаются всевозможные департаменты стратегического планирования, которые активно развиваются. Если же государственная служба не интересует (хотя я не устаю повторять, что РИМО России — это как раз прямая дорога в госструктуры), то на примере своих знакомых могу сказать, что занимаются регионоведы после ФИЯР чем угодно: организация мероприятий, работа с РГО и БРИКС, журналистика, работа в экономических отделах на предприятиях, в структурах, занимающихся формированием имиджа страны за рубежом, преподавание, борьба за сохранение объектов культурного наследия. Каждый, получив фундаментальное университетское образование, навыки глубокого анализа и прогнозирования, имеет полную свободу выбора той профессиональной сферы, какая по душе именно ему. Это ли не счастье для выпускника вуза?

The following two tabs change content below.

Свежие записи

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий