Наука: Хождение по MOOCам

FAQ о массовых открытых онлайн-курсах с Анной Петровной Авраменко

Беседовала: Анастасия Косарева

— Что такое MOOCs?

— Хотелось бы начать с технологий. Мы привыкли к тому, что технологии зачастую мешают нам учиться, потому что мы отвлекаемся на социальные сети, постоянно что-то перепроверяем в «Википедии», которая не является надежным источником, поскольку создается всеми пользователями вместе. В связи с этим перед нами встает задача, как в известном фильме: сделать так, чтобы «тот, кто нам мешает, тот нам и помог». И MOOCs, которые расшифровываются как «Massive Open Online Courses», то есть открытые онлайн-курсы, — это один из способов получить реальную пользу от технологий в образовании. Особенность их в том, что они бесплатные и доступны для сотен тысяч людей.

— Как этим пользоваться?

— Нужно посмотреть различные платформы. MOOCs появились изначально в США 7-8 лет назад на базе ведущих университетов. Самые популярные американские платформы — это coursera.org, edx.org, khanacademy.org, udacity.com, canvas.net и т.д. Европейский аналог — это futurelearn.com. Также есть прекрасные российские ресурсы, такие как «Университет без границ» при МГУ (distant.msu.ru), сайт «Открытое образование» (openedu.ru), который создается 8 ведущими вузами страны в своих областях, «Универсариум» (universarium.org). Сейчас уже запущена платформа школьных курсов «Национальная открытая школа» (openschool.ru). Найти курсы можно по любой тематике и на разных языках.

— Для кого предусмотрены курсы?

— Практически для любой категории людей. В основном, конечно, для взрослых. Можно найти курсы для школьников, но для бакалавров это будет наиболее актуально, поскольку они должны выбирать свой дальнейший путь. Обучение на MOOCs может им помочь определиться с направлением в магистратуре, с будущей профессией и в целом найти правильный вектор развития.

— Какой должен быть уровень знаний, чтобы посещать эти курсы?

— Обычно входного тестирования на этих курсах нет. Вы начинаете учиться, и дальше вы полностью автономны. Если вы записались на курс, над вами «никто не стоит», вы работаете в своем режиме: выполняете задания сами и отправляете преподавателю — все происходит онлайн. Вы можете скачивать какие-то материалы, но удобнее работать именно онлайн. Вы обычно просматриваете видеофрагменты лекций по 5-7 минут, потом выполняете онлайн-задания на понимание. Также всегда предлагается платформа для взаимодействия с одногруппниками в виде форума или блога.

— Можно пройти курс по предмету, не связанному с будущей специальностью? Например, студенту-переводчику пройти курс по программированию «простым языком»?

— Да, безусловно, не просто можно, а даже нужно, потому что предполагается, что по вашей основной профессии вы полностью осваиваете программу в ВУЗе, где учитесь, а дополнительные навыки вы можете получить как раз благодаря таким открытым курсам. С другой стороны, конечно, можно выбрать программу по своей тематике, послушать профессоров из других университетов для получения более развернутых и углубленных знаний по своему предмету. Никаких ограничений нет.

— Какие курсы предлагает МГУ?

— Наш вуз предлагает платформу «Университет без границ», там уже выложены курсы некоторых профессоров, и участвует в организации платформы «Открытое образование». Самым популярным курсом среди всех выложенных на «Университете без границ» является курс профессора Светланы Григорьевны Тер-Минасовой по межкультурной коммуникации. Есть похожий межфакультетский курс для студентов университета, а это специально записанные видеолекции для более широкой аудитории.

— Есть ли обучение офлайн?

— Можно скачивать материалы и изучать их офлайн, но это будет не очень правильно, потому что обычно видеофрагменты короткие, и предполагается, что вы, просмотрев отрывок лекции, должны немедленно ответить на вопросы. Самое большое преимущество состоит в том, что вы можете с сотнями одногруппников общаться одновременно на форуме. Поэтому лучше проходить курсы онлайн.

— А как же разница в часовых поясах? Например, если подписаться на американский курс?

— Но это не значит, что вы должны синхронно проходить вместе со всеми участниками. Это может происходить в разное время, но все-таки онлайн, с доступом в Интернет.

— А дадут сертификат по окончании курсов?

— Да, но обычно получение сертификата является платной опцией. Чтобы сдать экзамен, нужно заплатить какую-то определенную сумму, ее устанавливают авторы курса. Всегда предлагается особый сертификат о прослушивании курса. Такие удостоверения выдаются бесплатно, если вы выполнили определенный процент заданий, который сразу оговорен. Но сдать экзамен можно только платно.

— Какие преимущества дает сертификат о прослушивании курса?

— Вы можете использовать сертификат при устройстве на работу, например, или рассматривать курс в качестве повышения квалификации на определенное количество часов. Но для себя, если вы интересуетесь какой-то областью, вполне достаточно просто получить знания с помощью MOOCs.

— Сколько времени уходит на обучение?

— Сроки сильно варьируются, обычно это 1-2 месяца, но всё очень индивидуально — зависит от курса и от автора-разработчика. К сожалению, отсев на этих курсах достаточно большой, потому что при их прохождении люди предоставлены сами себе, и часто не хватает самодисциплины и организованности. Однако следует отметить, что отсев на Западе больше, чем у нас: наш менталитет предполагает, что если мы за что-то беремся, нам уже стыдно отказаться.

— Чем полезны MOOCs для молодых ученых?

— Я думаю, если вы пишете какую-то работу, может быть, курсовую, ВКР или диссертацию, то, конечно, лучше пройти какие-то курсы по специфике своей темы, чтобы изучить дополнительные материалы и лучше по ней ориентироваться. Стоит добавить, что все молодые ученые задумываются о дальнейшем трудоустройстве и могут развиваться в таком ключе, потому что сегодня образование вообще направлено на обучение через всю жизнь (lifelong learning). Онлайн курсы поддерживают такое обучение и позволяют нам повышать свою квалификацию. Необходимость в этом объясняется тем, что по современному социальному заказу, каждые 5 лет специалист должен практически «переучиваться», осваивая абсолютно новые знания, умения и навыки.

— Как развиваются MOOCs на нашем факультете?

— У нас есть кафедра лингвистики и информационных технологий, заведующей которой является д.ф.н., профессор Назаренко Алла Леонидовна, и Центр интерактивных технологий д.п.н., профессора Титовой Светланы Владимировны. Оба этих подразделения предлагают дистанционные курсы на distant.msu.ru, имеют свои дисциплины, выложенные на платформе Moodle. В основном это либо подготовительные, либо языковые курсы, а также повышение квалификации и программы переподготовки. Мы будем рады, если молодые ученые проявят интерес к открытым курсам и поучаствуют в создании своих собственных курсов!

Обложка статьи: http://www.codlearningtech.org/2015/11/23/5-questions-what-you-need-to-know-about-moocs/.

The following two tabs change content below.

Свежие записи

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий