Расцвет импрессионизма совпадает по времени с крупными социальными изменениями, включая борьбу за права женщин и изменения в их роли в обществе. Во второй половине XIX века в Париже открылось множество студий и частных академий, которые стали доступны начинающим художникам. Несмотря на то, что женщинам по-прежнему было запрещено изучать изобразительное искусство в Академии изящных искусств, они имели возможность обучаться в частных мастерских и даже выставлять свои работы на выставках Салона — одной из самых престижных художественных экспозиций, регулярно проводившихся под эгидой Королевской академией живописи и скульптуры в Париже. Художницы изображали домашнюю повседневную жизнь, в то время как другие сюжеты картин, например, анатомия человека и исторические события, оставались для них под запретом.
С импрессионистическим движением во Франции принято связывать творчество таких художниц как Берта Моризо, Ева Гонсалес, Мэри Кэссетт и Мари Бракмон. «Четыре леди импрессионизма» — так их называл художественный критик Гюстав Жеффруа, отдавая должное масштабу их дарования.
Берта Моризо (1841-1895)
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок1.jpg)
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок2.jpg)
Берта Моризо по праву считается одной из самых известных художниц в импрессионизме: она единственная среди женщин участвовала во всех выставках импрессионистов, за исключением одной, которую пропустила по причине беременности. Берта обладала редким талантом, смелостью и настойчивостью, которые позволили ей получить широкое признание как среди критиков, так и коллег-художников. В 1874 году она присоединилась к группе «отверженных» импрессионистов, созданной Сезанном, Дега, Моне, Моризо, Писсарро, Ренуаром и Сисли, и приняла участие в их первой экспозиции в студии фотографа Надара.
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок3.png)
Импрессионизм полностью проник не только в ее профессиональную жизнь, но и в личную: в 1874 году Берта вышла замуж за Эженом Мане, брата своего друга и коллеги Эдуара Мане, а их единственная дочь, Жюли, часто позировала как для матери, так и для других импрессионистов, например, Ренуара. За день до смерти в феврале 1895 Моризо написала трогательное письмо своей единственной дочери:
«Моя маленькая Жюли, я люблю тебя, когда умираю; Я буду любить тебя, когда умру… ты ни разу не огорчила меня в своей маленькой жизни. У вас есть красота и богатство; используйте их правильно».
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок4.jpg)
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок5.jpg)
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок6.jpg)
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок7.jpg)
Рожденная в буржуазной французской семье, Берта с раннего детства увлекалась рисованием, в чем ее с радостью поддерживали родители. Её отец был бывшим архитектором и высокопоставленным государственным чиновником, а мать — дальней родственницей великого художника направления рококо Жан-Оноре Фрагонара. Сестра Берты — Эдма также разделяла ее любовь к живописи. Родители настолько поощряли интерес дочерей, что решили арендовать усадьбу в Вилль-д’Авре, частыми гостями которой были известные художники, такие как Фантен-Латур и Мане. Именно последний выбрал ее моделью для 14-ти своих картин. Многие искусствоведы утверждают, что манера письма Моризо оказала сильное влияние на стиль самого Мане, особенно на закате его карьеры.
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок8.png)
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок9.jpg)
Несмотря на то, что она не имела права получать формальное художественное обучение, ее отец способствовал тому, чтобы Берта начала брать уроки в частных мастерских. Благодаря ее преподавателю Йозефу Гишара, ей удалось работать в галерее Лувра, копируя шедевры живописи, что было под запретом для женщин-художниц в те годы.
Работы Моризо отличаются небольшим размером. Она одновременно писала маслом, акварелью и пастелью. Под влиянием известного французского ландшафтного живописца Барбизонской школы Камиля Коро, Берта начала работать на открытом воздухе (фр. en plein air) акварелью и пастелью. Спустя какое-то время она также стала экспериментировать с углем и карандашами. Стоит отметить, что Берта Моризо — преданный представитель импрессионизма: за все время своей карьеры она ни разу не перешла в смежные стили и разработала свою импрессионистическую концепцию до высшей точки развития. Ее картины создают ощущение пространства и глубины благодаря искусному использованию цвета. Хотя цветовая палитра художницы несколько ограничена, коллеги-импрессионисты называли её «виртуозом цвета». В основном, Берта Моризо использовала белый цвет, чистый или смешанный из других красок.
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок10.jpg)
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок11.jpg)
Легкие и динамичные мазки сочетаются вместе с необычными и сложными композициями, в которых проявляется ее сильный и независимый характер. В своих работах Берта стремилась показать разнообразие женских судеб: она изображала не только утонченных парижанок из буржуазных семей, но и работающих женщин.
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок12.jpg)
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок13.jpg)
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок14.jpg)
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок15.jpg)
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок16.jpg)
Моризо самостоятельно находила подходящую световую фактуру, изучала цвет и его принципы. Она создала много пейзажных этюдов, и практически в каждом цветовая композиция отличается сдержанными и ясными оттенками. Так, в картине «Заросшая тропа в Овере» (1863) использована сложная техника валёра (фр. valeur — цена, ценность), которая заключается в свете и тени в пределах одного цвета. Берте удавалось писать светлый или яркий предмет в тени темными красками так, чтобы зрителю было очевидно светотеневое отношение.
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок17.jpg)
Материнство стало центральной темой произведений Моризо. Работа «Колыбель», на которой изображена сестра художницы со своей дочерью Бланш, необыкновенно точно передает чистую и чувственную связь матери и ребенка. Преобладание светлых тонов подчеркивает символичность изображённой темы.
Уникальность портретов Моризо заключается в том, что она никогда не просила членов семьи позировать, так как считала, что таким образом не удастся передать подлинные эмоции и теплую семейную атмосферу. Работы Берты имеют незавершенный эффект, поскольку она считала, что живопись должна стремиться запечатлеть настоящее мгновение.
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок18.jpg)
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок19.jpg)
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок20.jpg)
Одна из основательниц импрессионистического движения, Берта Моризо до конца своих дней оставалась в тени коллег. Несмотря на ее насыщенную художественную деятельность, в ее свидетельстве о смерти написали «без профессии». Лишь в начале XXI века интерес к творчеству Берты Моризо возродился: в 2013 году она стала одной из самых высокооцененных художниц, после того как ее картина «После ланча» (1881) была продана на аукционе Кристи за рекордных 10.9 миллионов долларов, а в 2019 году в Музее Орсе было представлено около 60 картин Моризо со всего мира, часть из которых не показывали в Париже почти 100 лет.
Ева Гонсалес (1847-1883)
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок21.jpg)
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок22.jpg)
Любимая ученица Эдуарда Мане, Ева Гонсалес никогда не принимала участие в совместных выставках импрессионистов, но считалась важным представителем данного направления живописи.
Ева родилась в творческой и интернациональной семье. Ее отец — Эммануэль Гонсалес, известный парижский писатель испанского происхождения, а мать — талантливый музыкант из Бельгии. Уже в возрасте 16 лет Ева приступила к занятиям по графике и живописи в мастерской академического живописца Шарля Шаплена. В феврале 1869 года она была представлена Мане, который тут же попросил ее позировать для портрета, согласившись также обучать ее изобразительному искусству. Появление целеустремленной и трудолюбивой ученицы в мастерской Мане несколько задело юную Моризо, о чем она неоднократно писала в своих письмах.
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок23.jpg)
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок24.jpg)
В своих ранних работах Гонсалес была прилежной ученицей и последовательницей Мане, но со временем она сумела развить собственный, уникальный стиль, который использовала в своих работах до конца жизни. Это можно увидеть, например, в ее последней работе «Испанка. Портрет модистки», где реалистическое изображение начинает распадаться: детали смазываются, мазок становится более упругим, продолжительным и графичным, а основное внимание уделяется выражению характера изображаемого.
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок25.jpg)
В 1870 году она участвовала в Парижском салоне со своей картиной «Горнист», а в 1874, следуя примеру Мане, организовала персональную выставку. В этой картине отчётливо прослеживается влияние учителя. Для раннего творчества Евы Гонсалес характерно преобладание темных и приглушенных цветов, резкая контрастность, мягкие линии и деликатность в изображении объектов. В течение последующих лет Ева регулярно принимала участие в Парижском салоне.
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок26.png)
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок28.jpg)
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок27.jpg)
В те же годы Ева с семьей часто ездили на летние каникулы в Дьепп, где посвятила себя пейзажной живописи. Именно там и сформировался ее стиль, ее полотна стали гораздо красочнее. Гонсалес преимущественно писала женские портреты, а также натюрморты. Ее творчество высоко оценивали французские деятели искусства, такие как художник Захарий Астрюк и писатель Эмиль Золя.
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок29.jpg)
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок30.jpg)
Ева Гонсалес — истинное олицетворение женственности, ее картины наполнены особой грацией и мягкой задумчивости. Одной из самых известных работ Гонсалес является картина «В ложе итальянского театра». Некоторые искусствоведы называют ее «пророческой», так как на ней изображена сестра Гонсалес и их обеих общий муж: Ева скончалась из-за родовых осложнений, и спустя некоторое время ее муж, Анри Жерар женился на ее сестре Жанне. Любопытен тот факт, что Евы не стало через 5 дней после смерти своего любимого учителя и наставника — Эдуарда Мане.
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок31.png)
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок32.jpg)
В январе 2013 года картина Евы Гонсалес «Подружка невесты» была продана за 2,546 млн. долларов на аукционе Сотбис.
Мэри Кэссетт (1844-1926)
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок33.png)
Мэри Кэссетт — одна из величайших художниц США, крупная фигура феминистического движения. Она единственная американка, писавшая в стиле импрессионизма. Мэри родилась в обеспеченной семье банкиров, с раннего детства путешествовала по Европе, что способствовало ее погружению в творческую деятельность. Как вспоминала сама Кэссетт, она впервые познакомилась с импрессионизмом во время поездки во Францию:
«Я поняла, что это именно такое искусство, которое мне хотелось бы видеть».
Пойдя наперекор желанию родителей, Мэри поступила в Пенсильванскую академию изящных искусств в Филадельфии. Увлеченная Кэссетт не смогла примириться с неспешным темпом академического обучения и неуважительным отношением к ее творчеству со стороны мужчин — как преподавателей, так и студентов. В 1866 году она отправилась в Париж с целью продолжить изучение изобразительного искусства самостоятельно. Поскольку в Национальную высшую школу изящных искусств, в которой учились Клод Моне и Эжен Делакруа, женщин не принимали, единственным выходом были занятия в частной студии Шаплена, где обучались только юные художницы.
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок34.png)
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок35.jpg)
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок36.jpg)
В 1868 году Мэри впервые приняла участие в выставке в Парижском Салоне с картиной «Игра на мандолине». И хотя из-за разразившейся франко-прусской войны ей пришлось вернуться на родину, ее заветной мечтой всегда оставался переезд во Францию. Путь до страны искусства был тернист: сначала Мэри оказалась в Италии по поручению архиепископа Питтсбурга, ей предстояло сделать копии нескольких работ итальянского художника Антонио да Корреджо. В 1872 и 1874 годах Кэссетт продолжила участвовать в выставках Салона. По мнению критиков, цвета на ее полотнах были слишком яркими, а портреты недостаточно точными, чтобы соответствовать оригиналу в той степени, в которой это было принято в академической живописи. Между выставками художница посетила Испанию, Бельгию и Нидерланды, где с большим удовольствием копировала произведения Веласкеса и Рубенса.
В 1877 году произошла судьбоносная встреча Мэри Кэссетт с Эдгаром Дега, оказавшая огромное влияние на ее творчество. Их уникальная дружба — живое доказательство того, что искусство может преодолеть любые препятствия, даже разное мировоззрение. Мэри боролась с идеей неравенства полов, тогда как Эдгар считал, что женщины не способны понимать художественные стили. Однажды, стоя перед ее картиной, он воскликнул: «Я не поверю, что женщина может так рисовать».
Дега стал ее кумиром и наставником. Именно он помог Мисс Кэссет освоить технику работы пастелью, благодаря которой в ее картинах появился теплый колорит. Впоследствии Дега познакомил Мэри с другими коллегами-импрессионистами и пригласил выставляться вместе с ними. «Мне пришлось подойти и прижать нос к окну, чтобы впитать всё, что я смогла бы, из его живописи. Это изменило мою жизнь, я увидела искусство таким, каким я хотела его увидеть», — с теплотой писала Кэссетт.
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок37.jpg)
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок38.jpg)
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок39.jpg)
В 1879 году на Четвертой выставке импрессионистов Мэри показала одиннадцать работ, включая такие известные как «Маленькая девочка в синем кресле» и «Дама в жемчужном ожерелье в ложе». Выставка оказалась блестящим дебютом для Мэри Кассат, что, несомненно, было отчасти заслугой Дега.
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок40.jpg)
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок41.jpg)
В дальнейшем Кэссетт сосредоточилась на изображениях семейного очага. Несмотря на то, что художница никогда не имела детей, ей необычайно тонко удавалось рассказывать в своих произведениях о взаимоотношениях матери и ребенка. Нежностью, любовью и светом наполнены её картины «Мать и дитя», «Купание ребенка», «Материнство», «Августа, читающая своей дочери», «Первая ласка» и многие другие.
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок42.jpg)
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок43.png)
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок44.jpg)
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок45.jpg)
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок46.jpg)
В 1891 году художница, вдохновленная работами японских мастеров, показанными ранее в Париже, создала серию замечательных цветных литографий. К этому времени работы Кассат стали уже известны не только в Европе, но и в Америке. В том же году в парижской галерее Дюран-Рюэля, которого историки искусства прозвали «дилером импрессионистов», состоялась ее первая персональная выставка. В 1892 году она написала фреску под названием «Женщина собирает плоды знаний» для Всемирной выставки в Чикаго, чтобы отметить вклад женщин в области искусства и науки.
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок47.jpg)
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок48.jpg)
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок49.jpg)
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок50.jpg)
В конце жизни посетила Египет, который поразил ее красотой древнего искусства. В 1914 году Мэри была вынуждена прекратить художественную деятельности из-за практически полной потери зрения, но ее вклад в развитие импрессионизма и независимости женщин неоценим. В этом же году она была награждена Золотой медалью Академии искусств штата Пенсильвания. Несколькими годами ранее она также была удостоена орденом Почетного Легиона за деятельность по популяризации французского искусства. В свои последние годы жизни Мэри Кассат проявляла большой интерес к борьбе за эмансипацию женщин, и даже отправляла часть своих доходов от продажи картин на поддержку данного движения.
Мари Бракмон (1840-1916)
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок51.jpg)
«Импрессионисты изобрели… не только новый, но и очень полезный способ смотреть на вещи. Это, как если бы вдруг открылось окно и… потоками ворвался солнечный свет и свежий воздух».
Эти слова принадлежат Мари Бракмон, самой малоизвестной французской художнице с непростой судьбой.
Несмотря на то, что сегодня Мари Бракмон входит в четверку самых известных представительниц импрессионизма, ее творчество было практически неизвестно широкой аудитории вплоть до 1980-х гг., что связано, прежде всего, с крайне малым (менее десяти) числом ее работ, находящихся в публичных музейных коллекциях, тогда как большая часть ее творческого наследия, по-прежнему находится в частных собраниях.
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок52.jpg)
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок53.jpg)
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок54.jpg)
Происхождение Мари кардинально отличалось от респектабельных буржуазных кругов, к которым принадлежали Берта Моризо, Мэри Кэссет и Ева Гонсалес. Отец Мари — морской капитан, умер вскоре после рождения дочери. После этого ее мать вышла замуж вновь, и семья была вынуждена часто переезжать. Когда Мари была уже подростком, они обосновались в Этампе, пригороде Парижа.
Мари рисовала с ранних лет: еще будучи ребенком, Бракмон создала свою первую картину к дню рождения матери, используя пигмент из полевых цветов, которые она собственноручно измельчила. Профессионально она начала заниматься живописью под руководством местного художника-реставратора. Уже в 17 лет Мари с успехом дебютировала в Салоне с портретом своей матери. Так, на ее картины обратил внимание академический живописец Альфред Стивенс, именно он представил Бракмон своему учителю Жану Огюсту Энгру, у которого она стала брать уроки и чей стиль впоследствии она переняла. Французский критик Филипп Бюрти называл Мари одним из «самых интеллектуальных» учеников студии Энгра.
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок55.jpg)
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок56.jpg)
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок57.jpg)
В отличие от других художниц-импрессионисток, Мари Бракмон обладала авторским подходом. Она обращалась к разным сюжетам, варьируя техники написания картин. Также Мари помогала своему мужу, создавая эскизы для фарфора и керамики, работы раскупались еще до обжига.
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок58.jpg)
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок59.jpg)
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок60.jpg)
Большой успех вызвало ее участие в экспозиции Всемирной выставки в Париже, где ей посчастливилось познакомиться с импрессионистами. Их творчество, в частности Моне и Ренуара, оказало на Мари неизгладимое впечатление. Так, она отказалась от своего прежнего академического стиля и стала работать в импрессионистической манере, например, на пленэре.
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок61.jpg)
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок62.jpg)
Еще одним переломным моментом в карьере Бракмон стало знакомство с Гогеном в 1886 году. Следуя его советам, Мари усилила свою относительно приглушенную импрессионистскую палитру, сделав ее намного ярче. Она также ушла от расплывчатости в работах, мазки стали более яркими и отчетливыми. Важно отметить, что ее муж, Феликс Бракмон, был против использования ярких цветов в ее работах, предпочитая более традиционную монохромную гравюру, нежели масляную живопись, которая как раз была по душе Мари.
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок63.png)
![](http://lingva.ffl.msu.ru/wp-content/uploads/2023/07/Рисунок64.jpg)
Еще одной причиной призрачной судьбы художницы послужило давление со стороны ее супруга, который отличался деспотичным характером. Феликс Бракмон, гравер и художник по фарфору в Лимож, скептически относился к ее работам и даже умудрялся их прятать перед приходом гостей. Впоследствии он настоял на том, чтобы Мари оставила художественную карьеру после 1890 года.
К большому сожалению, работы импрессионисток крайне редко бывают представлены на современных экспозициях. Однако они заслуживают не меньшего внимания и своего собственного места в истории искусства — не как супруги, музы или приятельницы более известных представителей импрессионистического движения. Каждая из них, твердо отстаивая свое право на творчество, привнесла в импрессионизм нотку женственности и чувственности.
Редактор: Анастасия Горохова.
Нина Кухалейшвили
Latest posts by Нина Кухалейшвили (see all)
- Магия пианиста: репортаж из мемориальной квартиры Святослава Рихтера - 16 октября, 2023
- Женщины в искусстве: художницы эпохи импрессионизма - 24 июля, 2023
- Преподаватель — больше, чем профессия: Кудинова Виктория Андреевна - 2 апреля, 2023
Обсуждение закрыто.