Задача по сохранению исторической памяти ложится на плечи новых поколений. Молодые люди — представители Университета — охотно отправляются в экспедиции с тем, чтобы ближе познакомиться с прошлым, обнаружить останки павших в ходе Великой Отечественной войны бойцов или же вещи, некогда принадлежавшие им, и, таким образом «вернуть их домой к семьям». Своим опытом участия в деятельности Поискового отряда нашего вуза поделилась Анастасия Сергиенко.
Расскажите немного о себе.
Поскольку мы говорим про университетскую жизнь, наверное, нужно с неё и начать. Я окончила факультет с трудно выговариваемым названием ВШССН — «Высшая Школа Современных Социальных Наук». За время обучения в бакалавриате и магистратуре в каких только студенческих организациях не участвовала.
Как-то так получилось, что патриотические мероприятия и всё, что связано с войной и Победой всегда занимало значимое место в моей деятельности. Ещё в 2010 году, когда я училась в школе, я попала на многотысячную акцию благодарности ветеранам, придуманную простым неравнодушным горожанином. В 2015 уже организовала её самостоятельно с такой же командой инициативных единомышленников. Наверное, присоединиться в 2017 к отряду, занимающемся поиском бойцов Великой Отечественной, стало логичным продолжением моей общественной деятельности.
Что побудило Вас стать участником Поискового отряда?
Когда много лет задействован в каком-то проекте, твои мотивы периодически меняются. Как так вышло, что я пришла в поисковый отряд, пожалуй, уже не вспомню😊 По-моему, я просто попала на открытую встречу-презентацию и понеслось.
В первую очередь, наверное, хотелось сделать что-то полезное для общества. Меня всегда привлекала работа, пускай даже тяжёлая, но несущая за собой смыслы. Хотя важность возвращения имён погибших я осознала не сразу. Меня смущало, и, по правде говоря, по-прежнему ещё немного смущает, что мы беспокоим их сон и лес. А сейчас за столько лет «Вымпел» стал по-семейному близким, и каждый выезд — это в первую очередь встреча единомышленников.
Кроме того, мне почему-то всегда хотелось попробовать себя в поисковом или строительном отряде. Глушь, грязь, лопата, резиновые сапоги… Что-то в этом есть, хотя это и странно для девушки.
Как проходят экспедиции?
В день старта к Главному зданию МГУ подъезжает автобус, и у всей команды есть пара часов, чтобы написать последние сообщения маме и лайкнуть фото друзей в соцсетях. В следующий раз на связь они выйдут спустя 1,5 недели. Обновлёнными и перезагрузившимися.
А внутри этих 1,5 недель своя походная романтика. По очереди дежурим и готовим завтрак и ужин, обедаем в поле консервами, моемся в мобильной бане-палатке. Экспедиции проходят в конце апреля и августа. Бывает весьма прохладно, а спим мы в спальниках на полу местного Дома культуры. В деревне осталось всего несколько десятков жителей и прекрасный настоятель храма, где происходит отпевание.
Сами раскопки начинаются с основательного инструктажа, который проводят, как только мы ступим на территорию деревни. Нас учат технике безопасности, обращению с минниками (металлоискателями) и с лопатами😆
После завтрака мы едем в поле на места сражений в соответствии с картой боёв, распределяемся и стараемся зацепить бойцов благодаря металлическим частям формы или оружия. Часто натыкаемся на обломки танков или гранат, и поиск приходится начинать снова.
Отдельного упоминания достойна наша «буханка» — уазик, на котором мы ездим в поле. Атмосферу сложно передать, лучше 1 раз с ветерком прокатиться, чем 100 раз прочитать.
Что Вы чувствуете по завершении экспедиции? Как оцениваете свой опыт?
По завершении любой поездки я чувствую, как скучала по родному дому. И тёплой ванне. А впечатления от экспедиции зависят от её результатов, наверное. В любом случае это приятная усталость от осознания, что ещё один фронт работ завершён и даже если не удалось никого найти, то это всё было не зря.
Плюс, это хорошее отвлечение от учёбы или перед ней. Многие не решаются ехать, например, на весеннюю вахту ввиду близости сессии. Но потом жалеют, что не поехали. Физическая деятельность и отсутствие компьютеров дважды в год показаны любому студенту МГУ.
На 4 курсе я поехала перед защитой диплома и госэкзаменами. Помню, как в то время мои однокурсники редактировали билеты, я пыталась скачать обновлённую версию, стоя с ноутбуком на вытянутых руках и балансируя на горе брёвен — единственной точке, где была надежда поймать интернет. Так что всё можно успеть, учёбе выезд не помеха.
Что стало наибольшим открытием? Какая была самая интересная находка?
В памяти всплыл эпизод, как однажды вечером мы все, затаив дыхание, окружили нашего командира Игоря Николаевича, который, вооружившись пинцетом и увеличительными стёклами, вскрывал найденный в полях медальон. Найти их удаётся не всегда, ещё реже удаётся прочитать. А ведь это самые главные наши находки. В пластиковом корпусе, который не удастся обнаружить металлоискателем, на клочке бумаги написаны данные бойца. Многие предпочитали их вовсе не брать с собой, потому что это считалось плохой приметой.
По сути, к этому и сводится наша работа. Восстановить славу бойцов и вернуть имена. Не оставлять героев безызвестными, безымянными. И пускай про найденного рядового не написано в учебнике, но его семья будет знать, где и как он погиб, сможет похоронить с почестями и рассказать растущему поколению о подвиге прадеда.
Зачем идти в Поисковый отряд?
За небом. За звёздным Уваровским небом. Для меня это самый любимый момент. Когда ты весь день копался в земле, а вечером снимаешь сапоги с налипшей грязью, наливаешь себе в кружку чай из общего котла, садишься у костра и поднимаешь глаза вверх. Можно помечтать о своём, можно представить, что сверху на тебя смотрят души солдат, можно просто полюбоваться красотой и тишиной. Для городского жителя это особенно ценно.
За новыми фильмами. Чтобы хорошо работать, нужно хорошо отдыхать. В перерывах между гитарными вечерами мы устраиваем киносеансы. Наш второй командир отвечает за культурную программу, поэтому всегда есть чем заняться.
За товарищами. Многие приезжают именно за общением с друзьями. У нас есть общие диалоги, в которых мы продолжаем поддерживать связь после экспедиции. Также собираемся на совместные мероприятия, вместе отмечаем День Победы и другие знаменательные даты, ходим на экскурсии. Так что с экспедиции знакомство с «Вымпелом» только начинается.
Что посоветуете новым участникам?
Пробовать, искать для себя новую деятельность, знакомиться. Обязательно съездить хотя бы раз, даже если это кажется необычным или опасным. Что касается опасений, мы работаем под руководством опытных поисковиков, поэтому чрезвычайных ситуаций никогда не случалось.
Что касается нового опыта — вполне возможно, что вы ничего для себя не найдёте и никогда не вернётесь. Но многие даже после выпуска из университета продолжают брать отпуска с работы за свой счёт, чтобы попасть на выезд. В последней экспедиции, в которой я участвовала, в 2021 году, половина отряда состояла из выпускников, которые были рады снова приобщиться к нашему делу. Это говорит о многом.
Нам всем много рассказывали про войну, начиная с детских лет. Это в нашем культурном коде. Но ни через искусство, ни на параде, ни даже в музее мы не сможем прочувствовать войну так, как это можно сделать на местах сражений. Да и там всё равно не получится ощутить то, что чувствовали наши предки, идя в бой. Но это однозначно что-то в тебе меняет.
Поисковый отряд МГУ — это…
Сложно… Поисковый отряд — это слишком много всего, чтобы охарактеризовать одним словом. Для каждого тут будет что-то своё.
Фото: Дарья Смирнова.
Анастасия Горохова
Latest posts by Анастасия Горохова (see all)
- Студент в фокусе: Вазген Саакян - 22 февраля, 2023
- Поисковый отряд МГУ: личный опыт - 8 мая, 2022
- Студент в фокусе: Надия Бенаисса - 7 февраля, 2022
Ваш комментарий будет первым