Как интернет влияет на мозг?

­­­Как интернет влияет на наш мозг?

Текст: Ирина Голубева

За последние десятилетия образ нашего мышления сильно изменился. Раньше, когда не было переизбытка информационных каналов, человек мыслил линейно, последовательно. Сейчас преобладает клиповое мышление – восприятие информации через короткие сообщения.

Особенно это заметно во время чтения, когда нам необходимо сконцентрироваться на предмете. Мысли часто путаются, мы перескакиваем с темы на тему, хотим пропустить то, что кажется водой. «К чему описывать дуб на целую страницу?» Нам всё сложнее привести свои мысли к конкретной задаче и последовательно выполнять работу над ней. Хочется взяться за всё и сразу.

Тяжеловато.

В 2006 году веб-дизайнер Джейкоб Нильсон провел эксперимент, чтобы определить, как люди читают в интернете. Более 200 человек читали несколько интернет-статей, надев при этом специальные очки, отслеживающие движение глаз. Выяснилось, что люди не читают текст строчку за строчкой. Они пробегают по статьям по траектории буквы F. Возможно, вы и сами замечали, как происходит «чтение» в интернете. Захватив заголовок, мы читаем начало статьи, затем, промотав несколько абзацев, глаз уцепится за первое предложение, через абзац за ещё одно, и постепенно все сходит на нет.

Почему же клиповое мышление и фрагментация информации берут верх? Дело в нашем мозге! Его структура постоянно меняется. Это свойство называется нейропластичностью, и оно позволяет людям приобретать новые навыки и восстанавливать некогда забытые, многократно их повторяя.

В книге «Пустышка. Что интернет делает с нашими мозгами» Николас Дж. Карр пишет:

«Под воздействием химической реакции синапсы, связывающие наши нейроны, создают своего рода программы, побуждающие нас постоянно использовать сформирован­ные ими связи».

Чем чаще мы производим действие, тем легче нам его выполнять, а порой это действие доходит до автоматизма.

Попадая в сеть,

«Мы склонны раз за разом повторять одни и те же или сходные действия, как правило, с высокой скоростью и часто действуя в ответ на команды, посту­пающие с экрана или через динамики. Некоторые из этих действий являются физическими. Мы нажимаем на кнопки клавиатуры, двигаем мышку по столу, используем кончики пальцев для того, чтобы набрать текст.

Пока мы совершаем все эти движения, Сеть бомбардирует сигналами визуальную, сенсорную и слуховую кору головного мозга. Сеть включает все наши чувства (за исключением запаха и вкуса), причём одновременно».

Так наш мозг перестраивается на физическом уровне. Появляются новые нейронные связи, а старые ослабевают. Мозг современного человека стремится захватить как можно больше «вспышек» и фрагментов и утрачивает способность к неторопливому чтению, глубокому изучению вопроса и концентрации.

Это нейронная связь. Она ослабевает.

Когда ищем информацию по ключевым словам, мы не читаем всю статью, а просматриваем лишь те фрагменты, которые необходимы. Казалось бы, хорошо, быстро, эффективно. Однако этот процесс неизбежно ведет к потере знаний. Выхватывая куски из контекста, человек лишает себя необходимой фоновой информации и неверно интерпретирует факты.

Гиперссылки, которые должны увеличивать скорость поиска и количество охватываемой информации, активно призывают нас перейти на другую страницу, отвлечься от текста, который мы читаем, поэтому зачастую они способствуют рассеиванию внимания и поверхностному изучению текста. В итоге, человек знает где и как найти информацию, но не изучает ее, соответственно, и не обладает ею.

Эксперимент Гэри Смолла (преподаватель психиатрии и директор Научно-исследо­вательского центра по изучению памяти и старения в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе) позволил выявить различия деятельности мозга во время чтения книг и изучения интернет-страниц. Когда человек читает книгу, у него особенно активны те зоны мозга, которые отвечают за воображение и память, а при чтении веб-страницы активно работают зоны мозга, ответственные за принятия решений. Таким образом, человек постоянно думает, нужно ли ему кликнуть на ссылку/картинку/рекламу и не может полностью сконцентрироваться на статье.

За память отвечает височная доля мозга, а в принятии решений ключевую роль играет боковая уздечка мозжечка

Это касается и наших любимых социальных сетей. Каждая картинка, каждый тэг, каждая ссылка заставляют наш мозг остановиться на долю секунды, тем самым рассеивая наше внимание. После очередной проверки Instagram нам сложно заставить себя сосредоточиться на конкретной задаче.

Под воздействием интернета и других технологических устройств наш мозг меняется физически, что само по себе удивительно. Хорошо это или плохо, сказать однозначно нельзя. С одной стороны, такие перестройки помогают нам жить и эффективно работать в современном мире, но с другой стороны, неизвестно, к чему может привести изменение способа мышления.

The following two tabs change content below.

Свежие записи

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий