Мэшапы, или музыка как конструктор

Что нужно, чтобы создать новый музыкальный трек? Набор инструментов (реальных или цифровых), студия звукозаписи, вокалист, а также автор, чтобы сочинить хороший текст? Да. Но можно обойтись двумя и более треками (а если очень хочется, то и вовсе одним), аудиоредактором и большим желанием. В этой статье речь пойдёт о таком явлении в музыкальной культуре, как мэшапы.

Большинство людей, наверное, согласится с тем, что музыкальная индустрия в современном мире — это бездушная, жестокая и абсолютно беспринципная машина по генерированию денег в огромных масштабах. Машина, производящая товар для широкого потребления, и при этом заставляющая всех под этот товар подстраиваться. В этом состоянии она существует, в зависимости от мнения отдельно взятого человека уже много лет, а то и вовсе с самого своего зарождения как полноценной коммерчески направленной отрасли.

Отбросив неуместный юношеский максимализм, стоит признать, что коммерчески направленная музыка не всегда может дать нам то, чего мы хотим. Когда мейнстрим не справляется с задачей удовлетворения духовных потребностей, человек в музыкальном мире, как правило, обращается к его обратной, тёмной и неизведанной стороне. Такой ли тёмной, впрочем? Андеграунд в том понимании, в котором он существовал сорок — пятьдесят лет назад, тоже, по большей части, ушёл. Не будет больше Джи Джи Аллинов (может, оно и к лучшему?), подпольных концертов и стычек с полицией. Многие элементы андеграунда прошлого перетекли в современный мейнстрим, панк и поп и мирно сосуществуют в чартах, а также в каталогах лейблов. Современный андеграунд начинается не в развалинах старых заводов и прокуренных клубах, а на просторах Саундклауда и Спотифая, среди тысяч малоизвестных треков, некоторые из которых едва набирают свои сотни прослушиваний.

И таких записей на платформах — сотни тысяч. И у них есть своя, маленькая, но все же аудитория // Источник — SoundCloud

DIY подход всегда был одним из краеугольных камней андеграунда как культуры. И что-что, а этот подход сохраняется в наиболее чистом виде на неформальной музыкальной сцене сегодняшнего дня. Современные технологии и стремительно развивающаяся внутренняя культура Интернета, построенная на понятных сообществу персоналиях, событиях, мемах, на постмодернистском восприятии действительности и искусства, позволяет этому подходу проявляться в новых формах и направлениях.  Зачем создавать что-то новое с нуля, когда можно взять уже готовый материал и взглянуть на него под иным углом? Если можно сделать коллаж из кусочков фотографий и газетных вырезок, то наверное, можно так поступить и с музыкой — создать новый материал из нарезок уже имеющегося. 

Добро пожаловать в мир мэшапов (от английского mash-up — толочь, взбивать). Мэшапы как музыкальный инструмент и подход к созданию треков зародились задолго до широкого распространения интернета, на заре появления электронной цифровой музыки — во времена андерграунда семидесятых — восьмидесятых годов. Практика создания мэшапов в первую очередь встречалась среди андеграунда, электронной и танцевальной музыки, в связи с широким распространением синтезаторов, техник семплирования, наложения дорожек, а впоследствии с распространением формата mp3, упростившего работу с музыкой. Зачастую такие мэшапы не являлись коммерческими продуктами, исполнялись непосредственно в рамках концертов и живых выступлений, не издавались на носителях, в целом появлялись редко и до середины нулевых почти не создавали громких инфоповодов в мейнстриме. Можно например вспомнить Brits Awards в 2002 г. с мэшапом в исполнении Кайли Миноуг её хита «Can’t Get You Out of My Head» с песней британской рок-группы New Order. Ближе к нулевым годам ситуация меняется — и вот мэшапы звучат в концертных турах Мадонны в 2006 и 2008 гг., а в 2004 г. выходит буквально взорвавший индустрию мэшап Jay-Z и Linking Park — речь конечно же о треке «Numb / Encore», который вышел на 20 место в Billboard Hot 100 и получил Грэмми в 2006 г. — результат для мэшапа до этого немыслимый. 

Но давайте будем честными, мы здесь не для того, чтобы читать о мэшапах в контексте мейнстримной сцены — иначе нам неизбежно придется погружаться в истории о плагиате, авторских правах и судебных тяжбах — хрестоматийным примером будет являться «Ice Ice Baby» диджея Vanilla Ice, с семплами трека Under Pressure, записанного  Queen и Дэвидом Боуи и ставшим знаковым для всего мира музыкального копирайта. Мы же здесь собираемся ради интересных и весёлых вещей, поэтому давайте махнем рукой музыкальной индустрии и обратимся к дивному и дикому миру Интернета. Тем более, по времени мы как раз находимся близко к переломному моменту. В 2005 г. запускается Youtube, в 2005 и 2007 гг. соответственно выходят игры Guitar Hero и Rock Band, познакомившие молодую аудиторию с музыкой предыдущих поколений, а также предоставившие материальную базу будущим любителям делать ремиксы и мэшапы — например, инструментальные  партии в Rock Band хранились на отдельных треках и могли быть извлечены из игры для дальнейшего использования. В результате уже ближе к началу 2010-х гг. начинают появляться любительские мэшапы классических и современных песен. Да и не только они: 14 лет назад на Ютуб заливается «United States of Pop 2008» — ежегодный мэшап DJ Earworm, включающий в себя 25 главных хитов по мнению Billboard. Начинают появляться отдельные каналы и сообщества, посвящённые именно мэшапам. 

Мэшап свободен от жанровых ограничений и несовместимости звучаний, в нём можно смешать что  угодно и как угодно — свести в один трек дисковый грув Bee Gees и хард — роковую классику AC/DC? Пожалуйста. Judas Priest и Леди Гагу? Держите. Хип-хоп Ферги с электро — свинговым ретрофутуризмом Parov Stelar? И это найдется. А может вы хотите скрестить главный хит Gorillaz «Feel Good Inc.» с Канье Уэстом и Доктором Дре? Даже если не хотите — уже всё равно поздно. «Мэшапы, которые не должны работать, но при этом работают» — что музыкальные платформы, что видеохостинги полны плейлистов с таким названием. И дело ограничивается не только музыкой, а выходит за рамки простого звучания и эстетического восприятия получившегося материала. 

В 2014 г. TMABird выкладывает «Everybody’s Circulation» — своеобразный ответ на появившийся два года назад трек «Everyone’s Platinum Disco» пользователя itsBEEEEEES. Оба трека были мэшапами аниме — опенингов с более чем десятком разных сэмплов мемов нулевых — десятых годов — от Old Spice и Шрека до Гэйба Нюэлла и заставки Принца из Беверели-Хиллз. Сиквел с говорящим названием «Sweet Melty Memes» в 2015 г. окончательно закрепляет еще одну роль для мэшапов в культуре Интернета — роль ретроспективы Интернет-сообщества и того, чем оно жило и живёт. Начиная с этого момента мега-мэшапы ещё сильнее раздвигают рамки творчества, сочетая несочетаемое. Простейший пример — Снупп Догг и опенинг аниме Blend S. Постоянный приток нового контента и материалов в связи с вирусной и непредсказуемой природой интернет — популярности приводит к тому, что новые и новые звучания включаются и смешиваются в этом плавильном котле — здесь можно вспомнить, как вирусилась музыка из шоу Lazy Town («We are Number One»), танцующие носители гробов («Astronomia»), Smug Kid (Aaron Smith — «Dancing»), кричащий в небе ковбой («Big Enough»), мемы из серии to be continued (вступление к прог-рок хиту «Roundabout» группы Yes) — и встречались с мемной «классикой» Интернета — Рик Эстли, Initial D, Марвин Гэй, Eiffel 65, треком «Curb your Enthusiasm» из «Сайнфилда» и даже гимн СССР. Все эти треки, имеющие абсолютно разные стилистические и жанровые истоки, тем не менее всё равно смешиваются в единых композициях.

Оригинальный трек с добавленными текстом и видеорядом собрал 26 млн просмотров.

Свой вклад вносят и российские мэшаперы, совмещающие не только локальные и мировые мемы, но также и переосмысляющие в мэшапах наработки советской и российской эстрады, дающие им новую, весьма необычную жизнь. Скрещивают евробит с хитами Нины Бродской, перекладывают тягучую джаз-роковость Браво («Старый Отель») или электропоп группы Форум на рельсы Future Funk с соответствующей VHS-эстетикой аниме 90-ых в визуальном оформлении и легким непринужденным звучанием. Вставляют Андрея Губина в опенинг «Евангелиона», заставляют The Weeknd и Виктора Цоя работать вместе, и добавляют Игорю Скляру немного грубого и резкого звука Linkin Park. 

Мэшапы  — явление, прямо отражающее основные тенденции как современной культуры в целом, так и в частности особенностей функционирования Интернета, формирующегося в нём сообщества, а также контента, который генерирует это самое сообщество. Они не могли появиться без сочетания соответствующих технологий, позволяющих им существовать технически, с определенными взглядами и идеями создателей. Принципы свободы контента, DIY-подхода, творческой свободы и отсутствия ограничений вплоть до абсурда — всё это можно найти здесь, за ширмой на первый взгляд нелепых треков, собранных по кусочкам из отрывков мемов и случайных песен.

Редактор: Оксана Литвинцева

Свежие записи

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий