The Social Dilemma: пойманы в социальных сетях

Какие-то 30 лет назад никто и представить не мог, что у человечества будет возможность общаться на огромных расстояниях. Теперь жители всех континентов наслаждаются фотографиями и видео из других стран в режиме реального времени. Эволюция в технологиях привела к росту межкультурной коммуникации, и жизнь без социальных сетей уже не будет казаться настолько яркой и полной впечатлений, какой мы, жители 21 века, привыкли ее видеть.

Подарок или проклятие?

На первый взгляд социальные сети кажутся подарком умнейших разумов человечества. Когда разговор заходит о положительных вещах, которые они дарят, всегда упоминается возможность общаться с семьей и друзьями, живущими далеко, возможность изучать язык с носителем, и, что особенно актуально в период пандемии, социальные сети помогают продолжать обучение даже из комнаты студенческого общежития.

Социальные сети стали новой торговой площадкой, маркетплейсом. Всемирно известные бренды и физические лица активно используют свои аккаунты для продвижения и продаж как материальных, так и нематериальных товаров.

Однако всегда есть обратная сторона медали, о которой бывшие сотрудники Google, Pinterest, Facebook и других всемирно известных компаний подробно рассказывают в фильме «Социальная дилемма» («The Social Dilemma»). Манипуляция, дезинформация, зависимость, депрессия, изоляция, проблемы со здоровьем — эти и многие другие явления начали развиваться с еще большей скоростью из-за социальных сетей.

Это нормально?

Конечно, многие понимают возможные негативные последствия использования социальных сетей. Об опасностях регулярно напоминают новостные каналы и врачи. Но дети все еще являются активными пользователями различных платформ. Так, с раннего возраста развивается потребность к постоянному общественному одобрению, которая питается лайками и сердечками. Взрослые тоже слишком часто попадают на эту уловку социальных сетей и стремятся получить, пусть краткосрочную, но все же популярность на просторах сети.

Гость из прошлого сказал бы, что это ненормально — строить свою самооценку, основываясь на реакциях других людей, которых даже не видишь, и проводить часы за просмотром жизней блогеров, а не строить свою. Тем не менее для человечества 21 века это новый вариант реальности, в которой границы с нереальностью размыты.

From Unsplash by Rami Al-zayat

Капитализм и деньги

Главный вопрос, который должен волновать многих в капиталистическом обществе, но о котором предпочитают забывать: как происходит монетизация социальных сетей? Как IT-гиганты зарабатывают деньги? Точнее — на ком?

В качестве ответа будет достаточно цитаты из фильма:

«Если вы не платите за товар, вы и есть товар».

Рекламодатели платят за возможность показывать свою рекламу тысячам пользователей. Внимание людей — именно его продают и именно на нем зарабатывают. Товаром являются постепенные изменения в поведении и восприятии пользователей.

Для наилучшего успеха рекламы нужно колоссальное количество данных обо всех пользователях. Иногда кажется, что ты всего лишь один из миллионов людей в этой бесконечно быстро растущей сети. Но все твои данные собирают, все твои решения в интернете записывают и тщательно анализируют.

Даже вроде бы самые обычные действия важны для составления виртуальной модели пользователя. Какая фотография, какое видео привлекло его внимание? Как долго пользователь контактировал с данным постом? Анализируя каждую деталь, программа предсказывает, какие рекламные ролики могут с большой вероятностью нас заинтересовать. Это означает, что человек так и остаётся в кругу своих интересов. Он практически не встречает информацию, которая противоречит его мыслям.

Целью социальных сетей также является увеличение времени, которое каждый пользователь проводит в режиме онлайн. В этом компаниям помогает психология.

Человеческая психология против человека

Успех социальных сетей зависит от количества пользователей и количества времени, которое эти пользователи проводят в приложении. Именно поэтому компаниями разрабатываются алгоритмы, чтобы пользователь как можно дольше оставался активным. Другими словами, компаниям выгодна зависимость от социальных сетей.

Обычная, на первый взгляд, лента Инстаграма играет значительную роль в создании зависимости от самого приложения. При обновлении страницы на экране появляется новая информация, аналогичная уже просмотренной. И так бесконечное количество раз.

Происходит манипуляция поведением: у пользователей на подсознательном уровне формируется привычка постоянно обновлять страницу и получать еще одну дозу новостей и смешных картинок. По этому принципу работают многие социальные сети, ведь именно так пользователи становятся более активными, приглашают своих друзей, социальная сеть растет, и рекламодатели платят компаниям еще больше денег.

Социальные сети — новая реальность, в которой есть и хорошие, и плохие моменты. Пусть данный текст заставит вас задуматься и поможет сократить время, проводимое онлайн. И посмотрите фильм «Социальная дилемма». Уверена, он замотивирует вас еще больше.

Обложка статьи: From Unsplash by Warren Wong.

Редактор: Анастасия Горохова.

The following two tabs change content below.

Свежие записи

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий