В гостях у макак-крабоедов…

Многие русские люди прекрасно знакомы с культурными традициями и укладом жизни стран Европы и Америки. Они в состоянии перечислить великолепные города этих государств, назвать их основные достопримечательности, в деталях рассказать о праздниках и фестивалях. Даже европейские языки гораздо ближе, привычнее и понятнее среднестатистическому русскому человеку. В то же время, мало кто задумывается, что такое тяготение к Европе имеет историческое обоснование. Если в общих чертах описать историю нашей страны, вполне возможно заключить, что это огромное государство, раскинувшееся в двух частях света, испокон веков стремилось на запад, пыталось внедриться в европейскую систему, перенять культуру этой части света, но ход истории из раза в раз отбрасывал его обратно на восток, поворачивая к Азии… 

Может быть, стоит наконец прислушаться к подсказкам истории и обратить внимание на не менее загадочные и любопытные культуры азиатских стран (среди которых фигурируют не только «три кита»: Япония, Китай и Южная Корея)? 

В связи с этим, в данной статье познакомимся с феноменом «города обезьян» в Таиланде, его особенностями и достопримечательностями.

Где находится Город Обезьян? 

Город Обезьян или Лопбури является одним из старейших городов Таиланда и расположен в 150 км от Бангкока, между городом Аюттхая и провинцией Сукхотай. 

История Лопбури восходит к 658 году н.э., когда он и был основан индийским королем Калаварнадишем. Время расцвета города приходится на годы правления Нарая в XVII веке. Именно в этот момент Лопбури впервые посетило французское посольство короля Людовика XIV, что ознаменовало открытие ранее неизвестного Старушке-Европе маленького города для Запада и начало французского влияния. 

В настоящее время Лопбури — небольшая столица одноименной провинции и подлинная жемчужина кхмерской культуры. Однако своей известностью этот город обязан вовсе не кхмерским храмам, а свободно проживающим в нем макакам-крабоедам. Обезьянки живут в полной гармонии с местными жителями и самим городом, и именно эта абсолютная гармония делает Лопбури уникальным примером сожительства обезьян и людей в городской среде и отличает его от подобных городов, расположенных в Индии. 

Возможность понаблюдать за животными в столь необычной среде и даже покормить их, разумеется, привлекает в этот уголок Таиланда большой поток туристов. 

Что посетить в «Городе Обезьян»?

Помимо макак-крабоедов в Лопбури находятся несколько впечатляющих свидетельств древних и средневековых культур, которые обязательны к посещению и не могут оставить равнодушным даже самого капризного путешественника:

Храм Ват Пхра Сри Махатхат, возвышающийся в самом сердце Лопбури, несомненно является главной достопримечательностью города. Первые постройки этого архитектурного комплекса появились еще в XII веке, во времена расцвета кхмерской цивилизации, и на протяжении последующих веков дополнялись новыми элементами. Поэтому в архитектурном ансамбле храма, а именно в сочетании индуистских и буддийских элементов (например, скульптуры Шивы и Будды), отражено, как развивался и менялся город с течением восьми веков. 

From Wikimedia Commons by Heinrich Damm

Дворец короля Нарая (Пхра Нарай Ратчанивет), построенный на берегу реки Лопбури в XVII веке и ставший второй резиденцией короля Нарая. Дворец представляет собой сочетание классических тайских и европейских архитектурных стилей (особенно заметно французское влияние, характерное Лопбури времени правления Нарая), что превращает его в уникальное архитектурное сооружение в Таиланде. После смерти короля дворец оставался заброшенным на протяжении 200 лет, а в XIX веке, по приказу короля Монгкута, был реконструирован и дополнен новыми элементами. В настоящий момент, помимо руин самого дворца, следует посетить исторический музей Лопбури, в котором хранятся образцы ювелирных изделий и личных вещей короля Нарая и его двора. 

From Wikimedia Commons by กสิณธร ราชโอรส

Дворец Фаулкона был построен одним из самых темных персонажей в истории Таиланда, греческим авантюристом и королевским советником при дворе Нарая, Константином Фаулконом (или Константином Герачи). Изначально дворец служил резиденцией французского посольства, а позже — самого Константина Фаулкона. Дворец Фаулкона представляет собой несколько выстроенных в европейском стиле сооружений, которые включают первую в Таиланде католическую церковь.

From Wikimedia Commons by Heinrich Damm

Храм с тремя башнями (Пранг Сам Йод) — еще один символ провинции Лопбури и образец древней кхмерской культуры в регионе. Храм был построен в конце XIII века (начало строительства — XI век) и являет собой аллегорию известной индуистской Троицы: Брахма (создатель), Вишну (хранитель) и Шива (разрушитель). Во время правления короля Нарая Пранг Сам Йод был достроен и стал буддийским храмом.

From Wikimedia Commons by Adam Jones

Обезьяний фестиваль в Лопбури

Поскольку основной достопримечательностью Лопбури все же остаются обезьяны, главное событие в городе — обезьяний фестиваль, проводимый в последнюю неделю ноября. В течение этой недели местные жители организуют макакам настоящий шведский  стол, предлагая им фрукты, овощи и другую еду.

Помимо подношений пищи, в Лопбури проводятся танцевальные шествия и проходят музыкальные выступления в честь макак. 

From Flickr by winder west

«Культ обезьян», одной из ощутимых реализаций которого является сама идея проведения фестиваля такого рода, в первую очередь связан с кхмерским наследием Лопбури. Кхмерская культура имеет индуистские корни, поэтому в Лопбури, как и в Индии (Варанаси), обезьяны — почитаемые и значимые животные, такие же древние как и сам город. Однако эта традиция имеет отношение и к буддизму. Дело в том, что буддисты верят, что кормление обезьянок позволяет им накопить духовные заслуги.

From Flickr by Unwild Planet

Пандемия в Лопбури и война двух миров 

Проблемы с обезьянами в Лопбури зародились еще до начала пандемии. Популяция макак за 2018—2019 года заметно увеличилась (практически в два раза), что вызвало дефицит жизненного пространства и последующую борьбу между группами приматов за территории влияния. А с началом пандемии коронавируса было нарушено и равновесие между миром обезьян и миром людей, гармония переросла в абсолютный хаос. 

В связи с вспышкой COVID-19 в Таиланде, как и в других государствах, был объявлен режим самоизоляции: жители Лопбури находились по домам, а туристов, подкармливавших обезьян, и вовсе не стало. Макаки, селившиеся, как правило, на территории кхмерских храмов, обеспокоенные отсутствием людей и, что самое главное, еды, начали постепенный захват города. Они заняли центральные кварталы Лопбури, крушили и грабили магазины, школы и другие городские организации. Такое агрессивное поведение макак послужило причиной  беспокойства жителей города за сохранность собственных жизней и падения городской активности. 

В 2020 году популяция макак возросла до 8,4 тысяч особей. И хотя ситуация в Лопбури нормализовалась и «обезьяньи беспорядки» завершились, местные власти признают, что проблема численности макак-крабоедов до сих пор до конца не решена. Отлов приматов и контроль численности их популяции затрудняются как постоянной миграцией лесных обезьян в город, так и тем, что животные научились распознавать ловцов обезьян и стремятся их избегать.

Разумеется, Лопбури — только одно из особенных во всех смыслах этого слова мест Таиланда, в частности, и Азии, в целом, которое должно стать лишь первым шагом в изучении культур стран Востока и толчком к путешествию по необыкновенным и воистину волшебным уголкам данной части нашей планеты.

Обложка статьи: From Temples and Treehouses by Maire.

Редактор: София Кузьмина.

The following two tabs change content below.

Свежие записи

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.