Свободные романтики. Репортаж с выставки «Мечты о свободе»

Романтизм, согласно определению Большого энциклопедического словаря, это «идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца 18 — 1-й половины 19 вв.»

Толчком к его появлению и активному развитию стала Великая французская революция, и силы этого импульса хватило на 100 лет — а его отголоски ощущаются и сегодня. Необычным образом идеи революции были восприняты в России и Германии: удивительно сильно и удивительно схоже. Причём влияние на российскую и немецкую интеллигенцию прослеживается не только в сфере искусства — то же движение декабристов в России показывает, насколько Liberté, Égalité и Fraternité были нужны и желанны за пределами Франции.

До сих пор эти идеи трогают наши умы и сердца. Поэтому выставка «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии» стала одним из самых ярких событий этого лета в Москве. Приглашаем вас на мини-экскурсию по ней.

Историю всего периода, когда романтизм был в полном расцвете, можно узнать сразу при входе на выставку. Далее гости расходятся, чтобы потеряться в замысловатых лабиринтах. На входе выдают карту, но самим искать входы и выходы гораздо интереснее, правда?

Картины русских и немецких художников подобраны так, чтобы отразить одну тему с точек зрения двух менталитетов. 

М. Воробьёв «Дуб, раздробленный молнией (Буря)» (1842)
Ю. К. Даль «Дрезден при свете луны» (1839)

Выставленные рядом предметы и немногочисленные записи перформансов дополняют и усиливают впечатление от картин. Знаете то чувство, когда читаешь книгу и ловишь себя на том, что автор облек в слова твои собственные мысли? Именно это испытываешь, когда после просмотра картин этой выставке видишь перформансы. Они помогают лучше понять современное преломление романтических идей — и приближают картины к зрителю.

Перформанс «Рафт»
Сапоги Наполеона Бонапарта
Э. Булатов «Свобода есть свобода» (2000)

Кстати, особое внимание на выставке уделили связи России и Германии. Например, вы знали, что самый известный портрет Н. В. Гоголя принадлежит кисти немецкого художника?

Ф. А. Моллер «Портрет Н. В. Гоголя» (1841)

Мне понравилось, что большое внимание уделяется личностям художников, их восприятию себя и окружающего мира.

Каждый может найти в искусстве отражение самого себя, своих идей и мыслей, Главное — не переставать искать и чувствовать.

Фото: Татьяна Звягинцева.

Редактор: Анастасия Горохова.

The following two tabs change content below.

Татьяна Звягинцева

Свежие записи

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий