В преддверии Нового года заведующая кафедрой сравнительного изучения национальных литератур и культур нашего факультета, кандидат культурологии, доцент Наталья Валерьевна Карташева рассказала «Лингве» о том, какие изменения претерпевает культура праздников в современных реалиях.
О сущности праздников
Праздник — очень древняя форма организации социальной жизни. Он возник в те времена, когда ещё не существовало многих социальных структур и институтов, которые сейчас определяют нашу жизнь. Можно выделить две главных особенности праздника.
Во-первых, это глубоко сакральная природа праздника, как события, совершенно выпадающего из рутинной череды повседневной жизни и обращающего нас к вечным смыслам и образам. Если говорить про новогодние празднования, то их характеризуют обильная трапеза, украшение дома, ночные ритуалы — то, что мы встречаем Новый год именно ночью. И вообще сам по себе статус новогоднего праздника привязан к началу нового календаря, новой странички, что выдает в нем старый тип календарного праздника, связанного с обрядами перехода. В Новый год мы осуществляем символический переход от одного этапа нашей жизни к другому. Подобный переход совершает каждый из нас индивидуально, например, когда празднует день рождения. Однако Новый год от дня рождения отличен тем, что это праздник коллективный, то есть переход совершает не отдельный человек, а большая часть земного шара, хотя мы знаем, что есть и другой рубеж — восточный Новый год. В России также наблюдается интересная двойственность: мы встречаем Новый год с 31 декабря на 1 января, но при этом у нас есть своя локальная темпоральность, которая позволяет нам настаивать на собственной уникальности — Старый Новый год.
Во-вторых, праздник — это явление социальной жизни, одна из форм коммуникации, в процессе которой происходит изменение привычных, устойчивых правил, по которым мы живем в основное время нашей жизни. Если обычное повседневное время — это некая протяженность, повторяемость, рутина, то праздник — это точечное событие, концентрированное переживание того яркого эмоционального опыта, который нам не дается в повседневности. Для праздника характерно активное социальное взаимодействие: мы больше общаемся, ходим в гости.
Если говорить о древних праздниках, то можно вспомнить мощный выброс коллективной энергии, который происходил во время вакханалий, сатурналий и других древних коллективных ритуалов. Возникшие уже в Средние века карнавалы демонстрировали разрушение социальных границ. Так, карнавальная маска символизировала неузнаваемость. Знатная дама или влиятельный политический деятель, надевая маску, становились неузнанными, снимали с себя свою повседневную социальную роль. Таким образом им было легче нарушать правила: оказываться глубокой ночью на улице, шуметь, танцевать, веселиться, шутить.
О праздниках во время пандемии
Праздник — особенное событие в жизни любого общества. И когда общество находится в таком ненормальном, в какой-то степени даже противоестественном состоянии, в котором все мы оказались во время пандемии, то праздник заостряет существующие проблемы. Живя с весны в таком режиме, мы привыкли не замечать какие-то вещи, с чем-то смирились, свыклись, и всё же нам трудно существовать в условиях ограничений.
Эпидемия, карантин — это такое уникальное состояние общества, подобное состоянию города в осаде. Его описывали социологи, культурологи и даже писатели. Например, Альбер Камю в своем романе «Чума» описал город во время эпидемии. Очень интересно прочитать это произведение вновь и сравнить с тем, что мы испытываем сейчас. Камю писал об «обострившемся до пределов одиночестве» людей в карантинном городе. Переживание болезни само по себе разъединяет людей, но еще и власти принудительно изолируют нас, насильственно атомизируют нас в наших же интересах, о чем писал Мишель Фуко. Мы понимаем, что такие меры необходимы, но, с другой стороны, чувствуем свою несвободу, то, что осложняет наши взаимоотношения и становится поводом для возникновения конфликтов. В воздухе витает атмосфера напряженности, страха, возросшее чувство недоверия друг другу, чувство одиночества.
Праздник же, который в общем-то основан на том, что мы все вместе переживаем одни и те же эмоции, в одном пространстве и в одно время, сложен не только потому, что мы, возможно, будем вынуждены проводить его в Zoom, и коммуникация будет затруднена, но ещё и потому, что настроение у людей не праздничное. Все говорят, что праздника очень хочется, но насколько это будет искреннее веселье? При проведении праздника в Zoom (с коллегами и друзьями, или старшими родственниками), возникает ощущение фальши, имитации. Неотъемлемый атрибут праздника — это совместная трапеза, но, если честно, вид человека, жующего в экране, не очень эстетичен, да и что тут совместного? Zoom также не сможет в полной мере передать ту атмосферу праздника, которая создается украшением повседневного пространства. Не способен онлайн воссоздать и ту большую радость, которую приносит ожидание праздника. Ведь в какой-то степени предновогодние дни даже лучше, чем сам Новый год, потому что они дают ощущение надежды, некоторый маячок радости, когда мы знаем, что впереди праздник и всё будет хорошо.
Сейчас появились компании, которые проводят детские праздники в Zoom, дни рождения и корпоративы онлайн. Культурная индустрия откликается на возникшие запросы, но важно понимать, что присутствие профессионального организатора не делает праздник более полным. Условно говоря, на свадьбе главный не тамада, а жених и невеста, их родственники. Сейчас проводят и свадьбы в Zoom, однако свадьба — это прежде всего коллективное действо. Когда люди сидят у экрана и ведущий их развлекает, это уже совсем не тот праздник, который творится совместными усилиями, когда мы делимся друг с другом своей радостью.
О подарках
Традиции, особенности отношений между людьми сохраняются несмотря ни на что. Продолжают существовать и подарки — как материальные, так и нематериальные. Последние, по моему мнению, более ценны. Так, на восемнадцатилетие родители мне подарили поездку в Киев. Тогда поездка в этот цветущий майский город, показалась мне, девочке из Сибири, путешествием в сказку. Прошло много лет, но если меня спросят, какой подарок мне больше всего запомнился, то, наверное, я в первую очередь вспомню именно ту поездку.
Люди часто дарят друг другу какие-то материальные предметы: одежду, духи, посуду. Когда ты берешь в руки подаренную вещь, то, может быть, вспоминаешь, что тебе её кто-то подарил, но это обстоятельство совершенно не делает такой подарок более ценным, чем та возможность, которая появляется в твоей жизни, когда ты едешь в подаренное путешествие или идешь на подаренный концерт, или чем те знания, которые ты приобретаешь во время прохождения подаренного онлайн-курса. Это всё душевный опыт. И, как мне кажется, душевный опыт, который дают нам нематериальные подарки, гораздо больше, богаче и сильнее, чем то удовольствие, что мы получаем от подарков материальных.
Более того, чтобы подарить человеку что-то материальное, например, красивую вазу, совсем необязательно хорошо знать его вкус и потребности. Часто проще купить что-то, чем придумать нечто нематериальное, связанное с внутренними, душевными потребностями человека, что может его действительно порадовать. В будущем материальные подарки точно никуда не денутся. За ними стоит большой культурный шлейф — традиция, связанная с демонстрацией того, что ты щедр и тебе ничего не жалко для близкого человека.
О самом главном
В целом, тема праздника очень интересна для изучения с точки зрения философии, культурологии, психологии культуры, социологии, антропологии. Что же касается празднования с использованием Zoom, то я воспринимаю эту идею с изрядной долей пессимизма. Но, может быть, это хороший повод для нас научиться преодолевать эти состояния и сосредотачиваться на неизменных, неизбывных вещах.
Моя добрая подруга, преподаватель философского факультета Светлана Полякова, в одной из своих публичных лекций в разгар эпидемии рассказывала о том, что мировая культура дает нам прекрасные примеры того, как люди переживают состояние карантина. В частности, она отталкивалась от известного сюжета «Декамерона» Бокаччо, где молодые люди рассказывают о любви, спасаясь от эпидемии, и пришла к такому выводу: «Всё, что нам нужно, это любовь». Я согласна с этим! Любовь — это такая сила, которая позволяет нам преодолеть гравитацию наших бед, наших печалей, нашего одиночества, разорвать эту цепочку и вопреки всему почувствовать то самое единение, сплоченность в этих тяжелых условиях.
Единственный шанс сделать этот Новый год настоящим праздником — это поделиться с близкими всем лучшим, что у нас есть, вспомнить всё хорошее, ведь несмотря ни на что жизнь продолжается, и у каждого из нас за этот год произошло что-то хорошее. И, может быть, это шанс для праздника стать чем-то большим, чем обычное празднование Нового года, и войти в наш эмоциональный опыт как особый Новый год, когда мы смогли узнать, как важны для других людей, и смогли сказать, как они для нас важны. Не бокал шампанского, бутерброд с красной икрой или елочка, а правильная интонация должна выйти на первый план, для того чтобы праздник все-таки был праздником, даже если он проходит в Zoom. Стоит использовать тот момент, когда мы находимся в едином времени, и пережить его максимально полно через общение, правильные слова, через то, что поможет донести свое личное состояние до других, укрепить их и поддержать, дать им понять, что не всё так уж страшно и плохо.
Обложка статьи: From Unsplash by Volodymyr Hryshchenko.
Анастасия Горохова
Latest posts by Анастасия Горохова (see all)
- Студент в фокусе: Вазген Саакян - 22 февраля, 2023
- Поисковый отряд МГУ: личный опыт - 8 мая, 2022
- Студент в фокусе: Надия Бенаисса - 7 февраля, 2022
Ваш комментарий будет первым