Семиотика музыки

«Музыка – универсальный язык человечества!» – Генри Уодсуорт Лонгфелло, американский поэт и переводчик XIX века.

Музыка – неотъемлемая часть нашей жизни. Именно благодаря песням и композициям разных жанров и стилей жизнь каждого из нас становится ярче и интересней. Для большинства людей музыка является своего рода убежищем, в котором можно спрятаться от различных трудностей окружающего мира. Однако лишь немногие интересуются тем, что такое музыка, на чем она основывается и почему имеет сильное воздействие на человека.

Прежде всего, начнем с того, что музыка – это система знаков, выраженных нотами, которые отражают высоту звука и его длительность. Изучением систем знаков занимается такая наука как семиотика (с греч. «знак, признак»).

Основы семиотики

red and black number 8
From Unsplash by David Ballew

Истоки семиотики можно найти в трудах философов и логиков классической древности (V век до н. э.). Основоположниками семиотики считаются Блаженный Августин (IV-V вв.), христианский богослов и философ, один из Отцов христианской церкви, Томас Гоббс (XVI-XVII вв.), английский философ-материалист. Корни же современной семиотики лежат в работах таких языковедов, как Гумбольдт (XVII-XIX вв.), А. А. Потебня (XIX в.), И. А. Бодуэн де Куртенэ (XIX-XX вв.). Здесь же следует упомянуть швейцарского лингвиста Фердинанда де Соссюра, который изучал языки как знаковые системы и работал над теорией значения знаков. Благодаря его исследованиям семиотика приобрела лингвистическую направленность.  

Современная семиотика выделяет следующие свойства знаков:

  • каждый знак несет особое значение;
  • знак используется для хранения и передачи информации;
  • знак функционирует в знаковой ситуации, т. е. взаимодействует с другими элементами системы знаков;
  • границы знака четко выделены, что позволяет ему быть обособленным от других знаков.

Зарождение музыкальной семиотики

open book lot
From Unsplash by Patrick Tomasso

Семиотика музыки – это одно из направлений современной семиотики искусства, которое рассматривает процесс функционирования и происхождения музыкальных знаков. Музыкальная семиотика возникла позже других направлений семиотики. Одним из первых, кто воспользовался лингвосемиотическими методами в музыке, был композитор и теоретик П. Булез (XX-XXI вв.), приложивший много усилий для изучения ритма балета «Весна священная» И. Стравинского. Но его больше интересовала сама структура музыки, а не способ ее образования.

Среди ученых, которые внесли значительный вклад в развитие музыкальной семиотики, стоит также упомянуть К. Леви-Стросса, Н. Рюве и Ж-Ж. Наттьеза. Так, К. Леви-Стросс полагал, что музыка и язык очень глубоко связаны друг с другом, ведь «музыка — это язык минус смысл». Н. Рюве считал, что большая часть терминов лингвистики может быть использована в изучении музыки и ее особенностей. Среди таких терминов можно перечислить следующие: язык и речь, код и сообщение, синхрония и диахрония, грамматичность. А Ж-Ж. Наттьез является создателем трехмерной концепции, включающей в себя основные составляющие музыки: создание произведения, его исполнение и восприятие, научный анализ. В отличие от своих предшественников Наттьез включил в исследование всех участников музыкального процесса: композитора, исполнителя, слушателя и музыковеда.

И все же сегодня среди ученых нет единого ответа на вопрос о соотношении лингвистики и музыки. Исследователи спорят о том, является ли музыка средством передачи, хранения и обработки информации. Сложность ответа на данный вопрос состоит в том, что каждый знак любого другого языка несет в себе определенный смысл, а музыка лишь влияет на наше эмоциональное состояние.  

Музыка как объект изучения

brown violin with case
From Unsplash by Stefany Andrade

Как убеждены многие музыковеды и лингвисты, знак является ядром коммуникации. Американский философ, математик, основоположник семиотики Чарльз Пирс (XIX-XX вв.) разработал основную классификацию знаков, применимую в том числе и к языку музыки: индексы, копии и символы. Что же представляет каждый из них?

Знаки-индексы («предметные или интонационные знаки») основаны на принципе смежности, то есть форма знака зависит от его значения. Так, стон является индексом боли. Кроме того, знаки-индексы через звучание отображают происходящее в мире. Например, звук взмаха крыльев птицы может означать приближающуюся машину или собаку.

Знаки-копии («иконические знаки») можно назвать изобразительными, поскольку они в полной мере отображают содержание объекта, а также выражают психологическое состояние: волнение, усиление, кульминацию, спад. К таким знакам относятся звукоподражательные слова.

Знаки-символы («понятийные знаки») отражают исторически закрепленные художественные идеи. К этому виду знаков относятся названия произведений, ремарки в нотах, определяющие характер произведения, музыкально-риторические фигуры.

Существует также такое понятие, как семиотические единицы музыкального языка. К ним относятся звук, мотив, интервал, ритм, темп, музыкальная мысль. Наименьшей единицей является музыкальная лексема, содержание которой изменялось в зависимости от происходящих в истории событий. Так, в эпоху классицизма лексемой служил аккорд, а в романтизме за основу уже бралась песенная тема.

Как зарождались ноты и их графические эквиваленты

tilt selective photograph of music notes
From Unsplash by Marius Masalar

Записать музыку знаками впервые пытались еще в Древнем Египте, Месопотамии и античной Греции, брав за основу существовавшие системы письменности. В настоящее же время выделяют буквенную и слоговую системы названий музыкальных звуков. В буквенной системе, которая, кстати, возникла раньше слоговой, изначально для обозначения высоты звуков использовался греческий алфавит. Однако с шестого века начался процесс вытеснения греческого языка латинским, и от использования греческого алфавита при записи нот отказались. Слоговая же система состоит из начальных слогов первых строчек католического гимна в честь св. Иоанна Крестителя (легендарного покровителя певцов), который был сочинен около 700 года Павлом Диаконом:

«Ut queant laxis
Resonare fibris,
Mira gestorum
Famuli tuorum,
Solve polluti
Labii reatum,
Sancte Iohannes».

Соотнесение вербального и музыкального языков

Семиотика музыки отличается от семиотики естественного языка природой знаков и способами их функционирования. Музыкальная система состоит из звуков, которые образуют гамму, а она, в свою очередь, состоит из нот. Ноты меняют свое звучание и значение только внутри гаммы, а сама гамма варьируется согласно ключу: скрипичному или басовому.

Основной единицей музыкального языка является нота – различительная единица звучания. В вербальном языке такой единицей считается фонема.

Музыкальный язык отличается тем, что в его синтагматике возможна реализация нескольких нот одновременно. А естественный язык лишен этой характеристики.

Вербальный язык обладает обратимостью, то есть равноправием между двумя элементами, которые, следовательно, являются взаимозаменяемыми. Например, «цветы благоухают» – «благоухают цветы». От данной перестановки членов предложения смысл не изменился. Этой особенности лишена музыкальная семиотика: если взять аккорд на фортепиано «ми-соль», получится малая терция, но если поменять эти две ноты местами, то мы сыграем большую сексту.

В вербальном языке слово несет в себе больше значения, чем фонемы, из которых оно состоит; словосочетание семиотичнее слов, которые его образуют; в предложении заключается больше смысла, чем в составляющих его словосочетаниях. Таким образом, семиотичность целого высказывания максимальна. Музыка в этом смысле является противоположностью вербального языка. Семиотичность целого музыкального произведения минимальна.

red no music no life signage
From Unsplash by Simon Noh

Семиотика музыки – одна из самых интересных и до конца не исследованных областей научного знания. Музыка – уникальное явление, поскольку она оказывает сильное воздействие на состояние человека, перенося его в свой музыкальный мир и сопровождая в течение всей жизни. Музыка – это отдохновение для души и восьмое чудо света.

Источники:

  • Бонфельд М. Ш. Семантика музыкальной речи // Музыка как форма интеллектуальной деятельности. М.: Либроком, 2009. – 240 с.
  • Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. М.: Либроком, 2011. – 256 с.
  • Ахохова Е. А. Семиотика и лингвистика: Конспект лекций. Учеб. пособие. – Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2007. – 44 с.

Обложка статьи: From Unsplash by Spencer Imbrock.

The following two tabs change content below.

Диана Иванова

Свежие записи

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий