Рассмотрим на примере Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (Факультет иностранных языков и регионоведения, бакалаврская специальность «Регионоведение России») и Мюнхенского университета имени Людвига и Максимилиана (Факультет истории и искусствоведения, магистерская специальность «Восточноевропейские исследования»).
Без сомнений многие из выпускников-бакалавров ФИЯРа хотя бы раз задумывались о том, чтобы поучиться за рубежом в рамках стажировки на семестр или даже в рамках целой магистерской программы. Получение высшего образования в другой стране интересно не только своим содержанием, но и приобретением знаний и навыков высокого качества, другим взглядом на одни и те же проблемы дисциплины, иной традицией изучения предмета. К этому добавляется ещё одна, не менее важная или интересная сторона — сам процесс обучения, построенный по иным принципам. Знакомство с этим процессом будет полезно не только для многостороннего развития личности студента, но и в целом для того, чтобы лучше оценить достоинства и недостатки российской системы обучения в университетах, набраться новых идей.
Как же познакомиться с иным процессом обучения? Поехать учиться в другую страну (в моём случае – в Германию)… или прочитать данную статью.
Полная свобода (почти…)
Начинается новый семестр. Студент пришёл на факультет, последние минуты до пары, расписание с кабинетами ещё не запомнилось, нужно заглянуть на третий этаж, где перед учебной частью вывешено расписание. Знакомая ситуация? Но невозможная для Германии. В немецких университетах у каждого студента индивидуальное расписание, ведь за исключением нескольких обязательных вводных пар на первых курсах, студент сам выбирает, на какие семинары и лекции он будет ходить.
Больше никаких скучных пар — ходишь только туда, где интересно тебе. А если описание предмета обещало больше, чем он на самом деле даёт, ты можешь, без каких-либо последствий, перестать ходить. И студентам так интереснее, и преподавателям стимул проводить только интересные занятия.
Ещё один плюс такого индивидуального подхода – нет пересечений твоего учебного расписания с рабочим. И если ты не любишь вставать рано, то никто и не заставляет тебя быть в университете уже к 8:00 — можно выбрать все пары с началом в 10 или даже 12 часов. Мечта? Только на первый взгляд. Посмотрим на обратную сторону такой свободы при составлении расписания.
Во-первых, для составления этого самого расписания студенту нужно потратить несколько часов, а то и дней. Пересмотреть весь список предложенных предметов по нужной специальности, выбрать интересные предметы – а значит, прочитать не только названия, но и описания учебных курсов. Обязательно нужно проверить, чтобы ничего не пересекалось и чтобы выбранные курсы соответствовали тем, пусть и немногим требованиям, которые имеются по отношению к посещаемым тобой предметам. И обязательно же найдутся два безумно увлекательных предмета, которые проходят одновременно или проводятся именно в твоё рабочее время!
Во-вторых, когда у студента есть множество предметов на выбор, то предполагается, что темы семинаров очень узкие. Так, в Мюнхенском университете одни и те же семинары не проводятся чаще, чем раз в три семестра. Вы можете выбрать, например, предмет «Советская русскоязычная приключенческая литература 1920-ых годов». Звучит очень интересно, и, отходив на этот семинар целый семестр, ты действительно будешь много знать по этой теме. Но были ли в 1920-ые годы советские приключенческие романы на других языках, кроме русского? А что было с приключенческой литературой в 1910-ые и 1930-ые? А как вообще развивалась советская литература 1920-ых годах, за исключением приключенческих романов? На все эти вопросы выбранный тобою семинар не ответит. Выходит, в конце курса вопросов чуть ли не больше, чем в начале, хоть ты и стал специалистом в этой узкой теме.
Кроме того, когда студенты сами составляют себе расписание, то это означает одну, в особенности для магистров, печальную вещь – на одном и том же семинаре сидят студенты совершенно разного уровня подготовки. Например, магистрант второго курса на одном семинаре с первокурсником-бакалавром. Тяжело будет всем: первокурснику, который обладает наименьшими знаниями из всей группы, магистранту, который должен изъясняться так, чтобы быть понятым, и преподавателю, который должен выбрать некий средний уровень даваемых знаний. А что касается среднего уровня, то всем нам известно, что он будет полезен людям с более низким уровнем, и наоборот – будет недостаточен для людей с более высоким.
Наконец, индивидуальное расписание значит, что выпускники с одним и тем же дипломом, с одной и той же специальностью на самом деле изучали совершенно разные вещи! Каждый студент приобрёл такие знания и навыки, которые, пусть и не слишком кардинально (студентов объединяет общая специальность, обязательные вводные курсы в первые семестры), но всё-таки во многом отличаются от приобретённых другими студентами его же направления. Хорошо такое отсутствие унификации или плохо, решать самим студентам и их будущим работодателям. Но для меня, как для выпускницы ФИЯРа, где за все четыре года обучения было всего несколько (и нередко повторяющихся) курсов по выбору, это, несомненно, забавный факт.
Приобщаемся к науке по чуть-чуть
Наконец наш студент разобрался с расписанием, добрался до аудитории, нашёл место. Начинается пара. Причём именно семинар, потому что лекции в Германии мало чем отличаются от лекций в России, так что их мы рассматривать не будем.
Итак, семинар. Студенты открывают тексты/книги, которые они прочитали на сегодня или хотя бы сделали вид, что прочитали. На регионоведении на ФИЯРе нам могли на один семинар задать прочитать целиком толстую философскую книгу, например, «Россию и Европу» Данилевского. Даже если такую книгу можно (с большим трудом) прочитать за неделю, то её ведь надо читать медленно, чтобы осмыслить. А у студентов есть ещё и другие семинары, где тоже могут задать немало…
Немецкие университетские преподаватели знают, что лишний стресс студентам ни к чему, что их семинар не единственный и что, наконец, бессмысленно на семинаре обсуждать книгу, если её не прочитали студенты. Поэтому студентам задают не книги, а один-два текста на каждый семинар. Текстом может являться статья из научного журнала или отрывок из книги (например, одна глава). Что же касается целых книг, то, к примеру, «Преступление и наказание» является темой отдельного семинара в Мюнхене и изучается на протяжении целого семестра.
Несомненно, немецкая система тоже далеко не всегда гарантирует, что студенты прочитают заданные тексты. Но она подразумевает, что преподаватели не требуют невозможного и идут навстречу студенту (в самом хорошем смысле: не поблажками, а пониманием). Это выражается даже в том факте, что студент никогда не должен искать заданный текст сам, так как преподаватель обязан предоставить участникам своего семинара доступ к выбранным текстам (обычно это делается в электронном формате).
Какие же именно тексты читаются? На регионоведении мы, по большей части, читали такие источники, как путевые заметки иностранцев об их путешествиях по России. Во-первых, это очень интересно, а во-вторых, любое исследование основано на работе с источниками. В Германии же, в большинстве случаев, читают исследовательскую литературу. Таким образом, акцент больше делается не на том, чтобы самостоятельно научиться работать непосредственно с источником, а чтобы на примере других учёных обучиться различным методам и подходам к их анализу. Первые месяцы на семинарах в Мюнхене я недоумевала, как можно говорить на тему, если ты прочитал по ней только пару научных статей, не больше. С другой стороны, сейчас я понимаю, насколько в Москве мне не хватало теоретических концепций и методов исследования — особенно, когда речь идёт о такой молодой дисциплине, как регионоведение.
Философские беседы
Итак, уже известный нам студент сидит на семинаре, и не просто сидит и слушает преподавателя, а говорит сам. Ведь смысл семинара и заключается в том, чтобы дискутировать. Интересно при этом то, что он будет говорить тогда, когда ему захочется. Он может говорить много, мало, вообще не говорить — решать ему самому. Университетские преподаватели в Германии никогда не вызывают конкретного студента отвечать. На семинаре говорит тот, кто хочет. Если же вдруг никто не в настроении отвечать на вопросы преподавателя, то тот всё равно (за редкими исключениями) никого конкретного не вызовет. Вместо этого он постарается переформулировать свой вопрос, как-то пробудить в студентах желание отвечать. Если же и это не поможет, то он сам на свой вопрос и ответит.
Ещё одно важное правило немецкого семинара – не существует единого, того самого, правильного ответа. Задавая вопрос, преподаватель не хочет услышать правильный ответ. Он хочет услышать твоё мнение, идеи, критику к прочитанному тексту. На парах можно и даже нужно озвучивать идеи, в которых ты не уверен, недодуманные мысли, спорные высказывания и критику.
Критиковать можно всё (но всегда с хорошим на то основанием), и правило «критикуй, но предлагай» здесь не действует, то есть можно критиковать и без альтернативных предложений. Если твоим домашним заданием к семинару было прочитать статью видного учёного по твоей специальности, то ты можешь прийти на пару и начать критиковать эту статью с самых разных сторон. В Мюнхенском университете и сам преподаватель может сказать, что он прочитанную статью не понял. И это не воспринимается автоматически как отсутствие компетентности у читавшего, напротив — сама статья оценивается как плохо написанная.
Учёные, профессора, студенты — все они на семинарах превращаются в равноправных людей, которые вместе ищут путь к научной истине. Преподаватель или автор статьи не являются высшей инстанцией, нет – все они, как и сами студенты, лишь предлагают своё видение проблемы. А сама истина рождается в ходе обсуждения, обмена мнениями на семинаре. Преподаватель лишь поддерживает порядок дискуссии, но при этом является точно таким же простым участником обсуждения. На семинаре в Германии студенты учатся не только от общения с преподавателем, но и друг от друга. Преподаватель же, в свою очередь, тоже учится от общения со студентами.
Находиться на семинаре, который настолько демократично организован, где ты чувствуешь общность со всеми в аудитории, потому что все вы увлечены одной целью — поиском истины, это непередаваемое ощущение. Ты становишься неотъемлемой частью творческого процесса, когда прямо на твоих глазах рождается истина. Именно рождается, причём с твоим участием, а не просто провозглашается заранее известный правильный ответ.
Безусловно, на немецких семинарах по большей части обсуждаются как раз такие вопросы, на которые нет однозначного ответа. Вначале мне было очень непривычно уходить с семинара не с новыми знаниями, а с новыми мыслями и идеями, так и не получив того самого правильного ответа. Особенность немецкого университета состоит в том, что его целью является не дать студентам знания, а научить их думать. Однако здесь тоже всё не так просто. Я до сих пор не понимаю, как университетский преподаватель-немец мог сказать нам, что для экзамена по истории не нужно знать точные даты — причём речь шла об истории ХХ-го века!
Знания нужны, несомненно. Но в этом и прелесть иного подхода — он заставляет задуматься и иначе взглянуть на привычные вещи.
Обложка статьи: From Unsplash by Anastasia Dulgier.
Лена Бритта Экнигк
Latest posts by Лена Бритта Экнигк (see all)
- Чем отличается процесс обучения в университетах Германии и России - 30 января, 2020
- Германия и Вторая мировая – взгляд из Мюнхена - 7 декабря, 2019
- LÄNDER-ANALYSEN - 18 мая, 2016
Ваш комментарий будет первым