Чем отличается процесс обучения в университетах Германии и России

Рассмотрим на примере Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (Факультет иностранных языков и регионоведения, бакалаврская специальность «Регионоведение России») и Мюнхенского университета имени Людвига и Максимилиана (Факультет истории и искусствоведения, магистерская специальность «Восточноевропейские исследования»).

Без сомнений многие из выпускников-бакалавров ФИЯРа хотя бы раз задумывались о том, чтобы поучиться за рубежом в рамках стажировки на семестр или даже в рамках целой магистерской программы. Получение высшего образования в другой стране интересно не только своим содержанием, но и приобретением знаний и навыков высокого качества, другим взглядом на одни и те же проблемы дисциплины, иной традицией изучения предмета. К этому добавляется ещё одна, не менее важная или интересная сторона — сам процесс обучения, построенный по иным принципам. Знакомство с этим процессом будет полезно не только для многостороннего развития личности студента, но и в целом для того, чтобы лучше оценить достоинства и недостатки российской системы обучения в университетах, набраться новых идей.

Как же познакомиться с иным процессом обучения? Поехать учиться в другую страну (в моём случае – в Германию)… или прочитать данную статью.

Полная свобода (почти…)

woman covering her face with white book
From Unsplash by Siora Photography

Начинается новый семестр. Студент пришёл на факультет, последние минуты до пары, расписание с кабинетами ещё не запомнилось, нужно заглянуть на третий этаж, где перед учебной частью вывешено расписание. Знакомая ситуация? Но невозможная для Германии. В немецких университетах у каждого студента индивидуальное расписание, ведь за исключением нескольких обязательных вводных пар на первых курсах, студент сам выбирает, на какие семинары и лекции он будет ходить.

Больше никаких скучных пар — ходишь только туда, где интересно тебе. А если описание предмета обещало больше, чем он на самом деле даёт, ты можешь, без каких-либо последствий, перестать ходить. И студентам так интереснее, и преподавателям стимул проводить только интересные занятия.

Ещё один плюс такого индивидуального подхода – нет пересечений твоего учебного расписания с рабочим. И если ты не любишь вставать рано, то никто и не заставляет тебя быть в университете уже к 8:00 — можно выбрать все пары с началом в 10 или даже 12 часов. Мечта? Только на первый взгляд. Посмотрим на обратную сторону такой свободы при составлении расписания.

Во-первых, для составления этого самого расписания студенту нужно потратить несколько часов, а то и дней. Пересмотреть весь список предложенных предметов по нужной специальности, выбрать интересные предметы – а значит, прочитать не только названия, но и описания учебных курсов. Обязательно нужно проверить, чтобы ничего не пересекалось и чтобы выбранные курсы соответствовали тем, пусть и немногим требованиям, которые имеются по отношению к посещаемым тобой предметам. И обязательно же найдутся два безумно увлекательных предмета, которые проходят одновременно или проводятся именно в твоё рабочее время!

Во-вторых, когда у студента есть множество предметов на выбор, то предполагается, что темы семинаров очень узкие. Так, в Мюнхенском университете одни и те же семинары не проводятся чаще, чем раз в три семестра. Вы можете выбрать, например, предмет «Советская русскоязычная приключенческая литература 1920-ых годов». Звучит очень интересно, и, отходив на этот семинар целый семестр, ты действительно будешь много знать по этой теме. Но были ли в 1920-ые годы советские приключенческие романы на других языках, кроме русского? А что было с приключенческой литературой в 1910-ые и 1930-ые? А как вообще развивалась советская литература 1920-ых годах, за исключением приключенческих романов? На все эти вопросы выбранный тобою семинар не ответит. Выходит, в конце курса вопросов чуть ли не больше, чем в начале, хоть ты и стал специалистом в этой узкой теме.

Кроме того, когда студенты сами составляют себе расписание, то это означает одну, в особенности для магистров, печальную вещь – на одном и том же семинаре сидят студенты совершенно разного уровня подготовки. Например, магистрант второго курса на одном семинаре с первокурсником-бакалавром. Тяжело будет всем: первокурснику, который обладает наименьшими знаниями из всей группы, магистранту, который должен изъясняться так, чтобы быть понятым, и преподавателю, который должен выбрать некий средний уровень даваемых знаний. А что касается среднего уровня, то всем нам известно, что он будет полезен людям с более низким уровнем, и наоборот – будет недостаточен для людей с более высоким.

Наконец, индивидуальное расписание значит, что выпускники с одним и тем же дипломом, с одной и той же специальностью на самом деле изучали совершенно разные вещи! Каждый студент приобрёл такие знания и навыки, которые, пусть и не слишком кардинально (студентов объединяет общая специальность, обязательные вводные курсы в первые семестры), но всё-таки во многом отличаются от приобретённых другими студентами его же направления. Хорошо такое отсутствие унификации или плохо, решать самим студентам и их будущим работодателям. Но для меня, как для выпускницы ФИЯРа, где за все четыре года обучения было всего несколько (и нередко повторяющихся) курсов по выбору, это, несомненно, забавный факт.

Приобщаемся к науке по чуть-чуть

person holding pile of books near face
From Unsplash by Siora Photography

Наконец наш студент разобрался с расписанием, добрался до аудитории, нашёл место. Начинается пара. Причём именно семинар, потому что лекции в Германии мало чем отличаются от лекций в России, так что их мы рассматривать не будем.

Итак, семинар. Студенты открывают тексты/книги, которые они прочитали на сегодня или хотя бы сделали вид, что прочитали. На регионоведении на ФИЯРе нам могли на один семинар задать прочитать целиком толстую философскую книгу, например, «Россию и Европу» Данилевского. Даже если такую книгу можно (с большим трудом) прочитать за неделю, то её ведь надо читать медленно, чтобы осмыслить. А у студентов есть ещё и другие семинары, где тоже могут задать немало…

Немецкие университетские преподаватели знают, что лишний стресс студентам ни к чему, что их семинар не единственный и что, наконец, бессмысленно на семинаре обсуждать книгу, если её не прочитали студенты. Поэтому студентам задают не книги, а один-два текста на каждый семинар. Текстом может являться статья из научного журнала или отрывок из книги (например, одна глава). Что же касается целых книг, то, к примеру, «Преступление и наказание» является темой отдельного семинара в Мюнхене и изучается на протяжении целого семестра.

Несомненно, немецкая система тоже далеко не всегда гарантирует, что студенты прочитают заданные тексты. Но она подразумевает, что преподаватели не требуют невозможного и идут навстречу студенту (в самом хорошем смысле: не поблажками, а пониманием). Это выражается даже в том факте, что студент никогда не должен искать заданный текст сам, так как преподаватель обязан предоставить участникам своего семинара доступ к выбранным текстам (обычно это делается в электронном формате).

Какие же именно тексты читаются? На регионоведении мы, по большей части, читали такие источники, как путевые заметки иностранцев об их путешествиях по России. Во-первых, это очень интересно, а во-вторых, любое исследование основано на работе с источниками. В Германии же, в большинстве случаев, читают исследовательскую литературу. Таким образом, акцент больше делается не на том, чтобы самостоятельно научиться работать непосредственно с источником, а чтобы на примере других учёных обучиться различным методам и подходам к их анализу. Первые месяцы на семинарах в Мюнхене я недоумевала, как можно говорить на тему, если ты прочитал по ней только пару научных статей, не больше. С другой стороны, сейчас я понимаю, насколько в Москве мне не хватало теоретических концепций и методов исследования — особенно, когда речь идёт о такой молодой дисциплине, как регионоведение.

Философские беседы

woman covering her face with an open book
From Unsplash by Siora Photography

Итак, уже известный нам студент сидит на семинаре, и не просто сидит и слушает преподавателя, а говорит сам. Ведь смысл семинара и заключается в том, чтобы дискутировать. Интересно при этом то, что он будет говорить тогда, когда ему захочется. Он может говорить много, мало, вообще не говорить — решать ему самому. Университетские преподаватели в Германии никогда не вызывают конкретного студента отвечать. На семинаре говорит тот, кто хочет. Если же вдруг никто не в настроении отвечать на вопросы преподавателя, то тот всё равно (за редкими исключениями) никого конкретного не вызовет. Вместо этого он постарается переформулировать свой вопрос, как-то пробудить в студентах желание отвечать. Если же и это не поможет, то он сам на свой вопрос и ответит.

Ещё одно важное правило немецкого семинара – не существует единого, того самого, правильного ответа. Задавая вопрос, преподаватель не хочет услышать правильный ответ. Он хочет услышать твоё мнение, идеи, критику к прочитанному тексту. На парах можно и даже нужно озвучивать идеи, в которых ты не уверен, недодуманные мысли, спорные высказывания и критику.

Критиковать можно всё (но всегда с хорошим на то основанием), и правило «критикуй, но предлагай» здесь не действует, то есть можно критиковать и без альтернативных предложений. Если твоим домашним заданием к семинару было прочитать статью видного учёного по твоей специальности, то ты можешь прийти на пару и начать критиковать эту статью с самых разных сторон. В Мюнхенском университете и сам преподаватель может сказать, что он прочитанную статью не понял. И это не воспринимается автоматически как отсутствие компетентности у читавшего, напротив — сама статья оценивается как плохо написанная.

Учёные, профессора, студенты — все они на семинарах превращаются в равноправных людей, которые вместе ищут путь к научной истине. Преподаватель или автор статьи не являются высшей инстанцией, нет – все они, как и сами студенты, лишь предлагают своё видение проблемы. А сама истина рождается в ходе обсуждения, обмена мнениями на семинаре. Преподаватель лишь поддерживает порядок дискуссии, но при этом является точно таким же простым участником обсуждения. На семинаре в Германии студенты учатся не только от общения с преподавателем, но и друг от друга. Преподаватель же, в свою очередь, тоже учится от общения со студентами.

Находиться на семинаре, который настолько демократично организован, где ты чувствуешь общность со всеми в аудитории, потому что все вы увлечены одной целью — поиском истины, это непередаваемое ощущение. Ты становишься неотъемлемой частью творческого процесса, когда прямо на твоих глазах рождается истина. Именно рождается, причём с твоим участием, а не просто провозглашается заранее известный правильный ответ.

Безусловно, на немецких семинарах по большей части обсуждаются как раз такие вопросы, на которые нет однозначного ответа. Вначале мне было очень непривычно уходить с семинара не с новыми знаниями, а с новыми мыслями и идеями, так и не получив того самого правильного ответа. Особенность немецкого университета состоит в том, что его целью является не дать студентам знания, а научить их думать. Однако здесь тоже всё не так просто. Я до сих пор не понимаю, как университетский преподаватель-немец мог сказать нам, что для экзамена по истории не нужно знать точные даты — причём речь шла об истории ХХ-го века!

Знания нужны, несомненно. Но в этом и прелесть иного подхода — он заставляет задуматься и иначе взглянуть на привычные вещи.

Обложка статьи: From Unsplash by Anastasia Dulgier.

The following two tabs change content below.

Лена Бритта Экнигк

Свежие записи

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий