«Чудовищный» эксперимент Уэнделла Джонсона

Уже не один век многих учёных интересуют особенности личности человека. Для получения достоверных данных в изучении психики человека и его личности используется большое количество различных методов исследования, наиболее популярным из которых является психологический эксперимент. В истории человечества проводилось немало интересных и довольно шокирующих социально-психологических экспериментов. В этой статье речь пойдёт о «чудовищном» эксперименте Уэнделла Джонсона.

Перед тем как перейти к рассказу о самом эксперименте, стоит уделить немного внимания его автору. Уэнделл Джонсон был американским психологом и писателем. На протяжении большей части своей жизни Уэнделл пытался выяснить причины заикания и найти способы его излечения, читая лекции, занимаясь исследованиями и наблюдая за студентами. Важно отметить особую роль учёного в образовании Американской ассоциации речи и слуха. В книге «Because I stutter» («Потому что я заикаюсь»), написанной в 1930 г. и основанной на его магистерской диссертации, Джонсон описывает личную борьбу с этой болезнью.

Сначала Джонсона привлекали лингвистические науки. Он приехал в университет Айовы, чтобы изучать там английский язык. Однако молодой человек страдал речевыми отклонениями – он не только заикался, но даже терял дар речи. Этот недуг он пытался компенсировать увлечением литературой. Джонсон вскоре заинтересовался исследованиями по изучению речевых патологий, что заставило его переключиться с английского на психологию.

Университет Айовы // From Flickr by Gage Skidmore

История заикания Джонсона началась в возрасте 5-6 лет. Тогда мальчик довольно хорошо разговаривал. Однажды от своей учительницы Джонсон узнал о том, что у него имеются признаки заикания. С тех пор ребёнок начал страдать речевыми отклонениями. Став взрослым, Уэнделл понял, что причина его расстройства заключается не в мозге и что заикание может быть спровоцировано оценочными суждениями. Для того, чтобы доказать эту точку зрения, учёному было необходимо провести такой эксперимент, который вызвал бы заикание.

Для проведения эксперимента Уэнделл нуждался в помощнике. Им стала 22-летняя аспирантка Джонсона Мэри Тюдор. Учёный предложил провести эксперимент в детском доме в Дэвенпорте, с которым университет Айовы сотрудничал в течение долгого времени. В январе 1939 г. Тюдор приехала в детский дом и собрала группу из 22 детей. Испытуемые не знали об истинной цели эксперимента, им лишь говорили, что они будут проходить речевую терапию.

Десять ребят уже имели заикание. Это замечали преподаватели ещё до начала эксперимента. Группа детей, страдающих заиканием, была разделена на две подгруппы: экспериментальная и контрольная. Детям в экспериментальной группе говорили, что их речь прекрасна и они не страдают заиканием, а в контрольной группе – что их речь так плоха, как им об этом говорят окружающие. Остальные 12 испытуемых были выбраны случайным образом из числа детей, не имеющих проблем с речью. Шестеро были так же отнесены к экспериментальной группе. Им внушали, что они начинают заикаться и им нужно немедленно перестать говорить. Вторая половина детей составляла контрольную группу. Этим детям говорили, что никаких дефектов в их речи нет.

Ребёнок рисует // From Flickr by Pioneer Library System

В свой первый приезд Мэри Тюдор проверила уровень IQ у детей и ведущую руку. В то время теория утверждала, что заикание связано со спутанностью мозговой активности. Джонсон был уверен в неправильности этой теории. Он попросил Тюдор проверить ведущую руку каждого участника эксперимента. Исследовательница просила каждого из них рисовать на доске и сжимать грушу динамометра. В итоге было выявлено, что большинство детей правши, тем не менее, в каждой группе находились левши. Корреляционных связей между заиканием и ведущей рукой найдено не было. Это было благоприятным началом эксперимента.

Характеристика индивидуального психомоторного развития, возникает из-за неодинакового развития моторных навыков у левой и правой руки. Человека, который в большей степени владеет правой рукой, называют правшой, а того, кто чаще использует левую руку — левшой.

Экспериментальный период длился с января по май 1939 г. Само вмешательство заключалось в том, что Тюдор раз в несколько недель приезжала в Дэвенпорт и разговаривала с каждым ребёнком по отдельности в течение 45 мин. В своей диссертации она отмечала, что заикающимся детям из экспериментальной группы говорилось о том, что они перестанут заикаться. Вот её речь: «Ты перестанешь заикаться, и ты сможешь говорить даже намного лучше, чем ты сейчас говоришь. Не обращай внимание на то, что другие говорят о твоей способности. Несомненно, они не понимают, что это всего лишь фаза». Не заикающимся детям в экспериментальной группе, которым заикание должны были внушить, она говорила следующее: «Сделай что-нибудь, чтобы не заикаться. Не разговаривай, если ты не можешь не заикаться».

Ребята из детского дома. XX век // From Flickr by Goulburn Mulwaree Library

Результаты исследования были заметны с первого дня. После второй сессии с 5-летней Жан Пью Тюдор написала: «Было очень трудно заставить её говорить, хотя она говорила очень свободно за месяц до этого. Ещё в группе практически отказывается говорить 9-летняя Бетти Ромп».

Дети перестали выполнять домашние задания. Один из мальчиков отказывался читать в классе. Тюдор писала о нём: «Он остановился и сказал мне, что у него будут проблемы со словами, прежде чем он их произнесёт. Я спросила его, как он узнал это. Он сказал, что звук не выйдет, что чувствует, как он застрял».

В результате проведенного эксперимента многие дети, не испытывавшие ранее проблем в общении, получили дефекты речи. Симптомы заикания сохранялись на протяжении всей их дальнейшей жизни.

Здание федерального суда в штате Айова // From Flickr by Tony Webster

Эксперимент долгое время скрывали от общественности. Его огласка обязательно привлекла бы к себе внимание критически настроенных учёных, что неминуемо сказалось бы на репутации Уэнделла Джонсона. К сожалению, этот печальный опыт не помешал проводить подобного рода эксперименты над заключёнными концлагерей в нацистской Германии.

Лишь в 2001 г. подробности проведённого в университете исследования описала одна из калифорнийских газет, ссылаясь на воспоминания одного из его участников. После этого университет штата Айова официально принёс свои извинения.

Этим дело не закончилось. В 2003 г. шесть человек подали иск, требуя материальной компенсации, так как в результате поставленных над ними экспериментов их психика очень сильно пострадала. Генеральный прокурор штата Айова постановил выплатить истцам $900 тыс. и еще одному $25 тыс. На данный момент неизвестно, получили ли на самом деле истцы эти деньги. Стоит отметить, что сама Мария Тюдор не была равнодушна к детям. После завершения эксперимента она несколько раз приезжала в детский дом и помогала ухаживать за детьми.

«Чудовищный» эксперимент по праву считается одним из самых шокирующих и антигуманных экспериментов, которые когда-либо проводились в мире. Он остаётся актуальным и сегодня.

From Flickr by Caobhin

В современном обществе мы часто становимся свидетелями неправильного отношения родителей к своим детям: они ругают и оскорбляют их. Неудивительно, что из маленьких детей вырастают люди со сломанной психикой и отклонениями в развитии. Данный эксперимент помогает понять: всё то, что мы говорим нашим детям, тем более, если мы говорим это часто, со временем найдёт своё отражение в их внутреннем мире и становлении их личности. Поэтому мы должны следить за тем, как мы с ними общаемся, какую самооценку формируем, какие ценности прививаем. Только здоровое воспитание может сделать наших детей адекватными людьми, способными стать частью здорового общества.

Источник:

  • По материалам сайта «Психологи на b17.ru».

Обложка статьи: Испуганный ребёнок // From Flickr by susanbellphotography.

The following two tabs change content below.

Свежие записи

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий