Музыкальный гений современности Святослав Теофилович Рихтер признан одним из наиболее выдающихся пианистов XX века. Его репертуар охватывал широкий спектр музыки, начиная от произведений эпохи барокко, заканчивая современными композициями. Критики отмечали его поразительную технику исполнения, сочетающуюся с индивидуальным подходом к творчеству. Каждое произведение, которое он исполнял на фортепиано, превращалось в настоящее произведение искусства.
В начале 1970-х годов Святослав Рихтер вместе со своей супругой Ниной Дорлиак переехали в дом 2/6 на Большой Бронной улице, совсем неподалеку от Консерватории. Башня «Золотой перекрёсток», построенная в конце 1960-х годов в Москве, представляла собой шестнадцатиэтажное здание, спроектированное по уникальному проекту. В нём располагалось шестьдесят квартир, в каждой из которых жили известные деятели культуры. Квартира Святослава Рихтера и Нины Дорлиак находится на последнем этаже, окна выходят на три стороны, поэтому открывается невероятный вид на всю Москву.
Находясь в квартире, безусловно, чувствуешь себя гостем великого таланта в мире музыки. Однако в ней отсутствуют какие-либо предметы роскоши быта — напротив, царит максимально аскетичная атмосфера. Наверное, это лишь ещё раз свидетельствует о необычайно скромной натуре Святослава Теофиловича.
В маленькой комнате выставлены пастели Рихтера. Он начал увлекаться живописью раньше, чем музыкой. Рихтер был одним из тех музыкантов, которые обладали способностью визуально воспринимать музыку. Всегда рядом с его роялем находилась репродукция картины, которая не имела прямого отношения к исполняемому произведению, но вызывала определенные ассоциации.
Именно его любимая тетя Мэри, художница и иллюстратор детских книг (Т.П. Москалёва) привила любовь к изобразительному искусству. Она сыграла огромную роль в жизни Рихтера, фактически заменив ему мать. Нередко Святослав Теофилович брал уроки живописи у своего ближайшего друга Роберта Фалька. Он всегда отмечал, что в картинах Рихтера преобладает «удивительное ощущение света».
«Я сохранил к нему глубокую дружбу, преданность к художнику, который остался верен себе, был всецело в искусстве и победил время, пространство. Поэтому его живопись всегда живая, всегда в движении. Чем больше вы смотрите на его вещи, тем больше находите в них богатства».
Роберт Фальк о Святославе Рихтере
В квартире также можно увидеть множество картин художников Бубнового валета и раннего русского авангарда, с которыми Рихтера связывала многолетняя дружба — Роберта Фалька, Анатолия Зверева, Василия Шухаева, Дмитрия Краснопевцева, Елены Ахвледиани и Кетеван Магалашвили. Также экскурсоводом было отмечено, что экспозиция картин из личного собрания Рихтера постоянно обновляется.
В большом зале проходили репетиции и музыкальные вечера, на которых Рихтер устраивал различные мероприятия, в том числе рождественские ёлки. Он лично мастерил игрушки для этих случаев, а также организовывал карнавалы и костюмированные балы, ставшие популярными в 1980-е годы и привлекавшими сотни посетителей со всей Москвы. Его квартиру окрестили «высшей культурной точкой» столицы. В настоящее время в мемориальной квартире Рихтера с февраля по июнь проходят вечера фортепианной музыки. Также в комнате висит старинный французский гобелен — память о докторе Г.С. Леви, спасшем маленького Светика (так ласково его называли родные) от менингита.
Одним из судьбоносных событий в жизни Рихтера стало знакомство с Пикассо. Оно обеспечило ему моментальный выход на международную арену. В 1960 году Пикассо с большим размахом отметил своё 80-летие, куда был приглашен Рихтер. Он неоднократно бывал у него дома, и у них действительно сложились очень тёплые взаимоотношения.
В знак их дружбы, Пабло Пикассо подарил Святославу Рихтеру рисунок «Битва всадника с быком», который расположился на заглавной странице книги «Кармен» Проспера Мериме. Отчётливо видна дарственная надпись «Рихтеру от друга Пикассо». А если приглядеться, то можно заметить слева атакующего быка, а справа — всадника. С этим рисунком перекликается и другая работа Пикассо — керамическая тарелка, изготовленная в 1959 году (из фондов Пушкинского музея).
Святослав Рихтер — истинный пример таланта, помноженного на титанический труд. Всю жизнь он переживал сложные и болезненные отношения с матерью, страдал от низкой самооценки и глубочайшей депрессии.
«Как стыдно тебе будет, если тебя станут ценить только как талант. Человек и талант – разные вещи. И негодяй может быть талантлив»
А.П. Москалёва, мать Святослава Рихтера
Так и сложилось: в первую очередь, Святослав Теофилович остался в памяти многих как невероятно добрый, деликатный, самоотверженный и эмпатичный человек.
Рекомендую к посещению всем любителям музыки и искусства в его различных проявлениях!
Редактор: Оксана Литвинцева
Обложка: Нелли Винокурова
Нина Кухалейшвили
Latest posts by Нина Кухалейшвили (see all)
- История и символика зелёного цвета - 21 октября, 2024
- Магия пианиста: репортаж из мемориальной квартиры Святослава Рихтера - 16 октября, 2023
- Женщины в искусстве: художницы эпохи импрессионизма - 24 июля, 2023
Ваш комментарий будет первым