Полуденница: злой дух, полный заботы о крестьянах

«В особо жаркие дни на полях иногда появляются призраки, напоминающие иссушенных солнцем женщин, одетых в длинные белые одежды…»

Запись в бестиарии игры «Ведьмак 3: Дикая Охота»

​​‌‌​‌Полуденница, полознича, ржаница, удельница, кудельница, ржаная матушка… У нее много имен, однако как ни назови, сущность ее не поменяется. Природный дух, который ставит своей целью спасение крестьян от работы в самое знойное время дня, несет людям не только первые намеки на нормированный рабочий день, но и самую настоящую погибель.

Крестьяне рассказывали друг другу страшные истории о безобразной девушке или старухе в белых одеяниях, которая «патрулировала» поля с косой, сковородкой или серпом, выискивая злостных нарушителей, решившихся остаться на поле в солнцепек. Те, кто попадался ей во время такого обхода, должны были либо бежать со всех ног, либо стараться заболтать полуденницу до тех пор, пока не минует полдень. В любом случае не делать ничего было категорически нельзя — шутка ли, исходом такой встречи могла стать жестокая смерть.

Для появления такого духа в селении требовалось не только наличие пашни, но также страшное кровавое преступление. Согласно верованиям, полуденницами становились женщины, убитые до или сразу после свадьбы. Большинство историй рассказывают о девушках, погибших от руки неверного жениха или его любовницы.

From Flickr by coño69

После смерти злой дух появлялся на полях в разгар дня, в полдень, и беспощадно наказывал всех, кто посмел остаться там в этот жаркий час. Работать в такое время было действительно опасно, ведь сильное солнце могло привести к обморокам, тепловым и солнечным ударам. Поэтому полуденницу можно считать хоть и суровым, но заботливым блюстителем порядка. Считалось, что особенно опасна полуденница для беременных женщин и молодых мам, у которых с момента родов прошло не больше шести недель. Объяснить такую жестокую выборку опять же можно заботой духа о здоровье людей — женщинам в особенном положении и после родов нужно беречь себя и внимательно относиться к собственному здоровью.

Полуденница присутствует в мифологии всех западных славян, из восточных же в нее верили только русские, а вот южане про полуденницу и вовсе не слышали. Чаще всего ее имя указывает либо на время суток, в которое она приходит (полдень), либо непосредственно на место появления (как правило, это ржаное поле). Например, в Архангельской губернии встречались такие вариации, как ржица и ржаная задериха, а в Ярославской губернии — ржаница. Встречались и наименования, связанные с предметом, который полуденница использовала для устрашения. В Архангельской губернии также существовал вариант «сковородница», а некоторые лужичане называли полуденницу «serpowa šyja», что в переводе с нижнелужицкого языка означает «режущая шею серпом». К востоку от Вислы духа называли «żytnia baba», однако самым распространенным вариантом среди поляков стала «południca».

Многие сказки, древние мифы или народные песни имели куда более серьезную цель, чем просто развлечение толпы. Они предостерегали людей от опасности и старались закрепить в их сознании важные идеи, которые могли спасти жизнь. Именно таким является миф о полуденнице, которая под угрозой одной смерти оберегала крестьян от другой. Что поделать, трудолюбивые крестьяне не знали о технике безопасности, и у них не было никакой другой охраны труда, кроме суровой и жуткой женщины со сковородой в руках!

Больше информации по теме можно найти тут.

Обложка статьи: From Flickr by Maurycy Gomulicki.

Редактор: Юлия Геращенко.

The following two tabs change content below.

Дина Аль-Шаржаби

Latest posts by Дина Аль-Шаржаби (see all)

Свежие записи

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий