Компания Google была основана в сентябре 1998 года под девизом Don’t Be Evil. С тех пор она стала одной из наиболее влиятельных корпораций, которые определяют векторы дальнейшего развития сферы технологий и бизнеса. Однако за время своего существования Google отошел от первоначального девиза, который призывал к духу справедливости и уважения к этическим ценностям. Но стала ли эта корпорация за прошедшие два с лишним десятилетия тем самым злом, которым зареклась быть?
Эффект Google
В 2011 году журнал Science опубликовал статью трех американских психологов (Б.Спарроу, Дж.Лью и Д.Вегнер), в которой обсуждалось влияние поисковых систем на нашу когнитивную память. Ученые отметили тенденцию забывать информацию, которую можно легко найти с помощью поисковика. Свободный доступ к нему приводит к снижению умственных усилий, которые человеческий мозг должен приложить для хранения и кодирования полученных данных. Это явление получило название «эффект Google».
Интернет стал своего рода жестким диском, на котором хранится огромный пласт данных. Человеческий мозг не может их запомнить или же отказывается это сделать ввиду доступности информации в интернете. Такой эффект не означает, что современные люди, которые используют поисковые сервисы, не способны к запоминанию. Дело в том, что человек, подстраиваясь под ситуацию, запоминает только самые простые способы решения проблемы или, в данном случае, получения ответов на свои вопросы.
Эксперименты
Основой для выводов Спарроу, Лью и Вегнера стали результаты двух экспериментов, проведенных среди студентов Колумбийского и Гарвардского университетов.
В рамках первого эксперимента студенты были поделены на три группы и должны были, ознакомившись с информацией из журналов для досуга, запомнить ее. Первой группе было позволено сохранить информацию в файле на доступном им ПК. Вторая группа студентов могла сохранить информацию, но уже в трудном для нахождения файле на ПК. А третья группа после прочтения более доступа к информации не имела.
В итоге наилучший результат показали студенты, которым было сказано, что данные будут удалены после прочтения (группа 3) – они удержали в памяти значительную часть необходимых данных. А самый низкий результат показали участники, которым доступ к информации не был закрыт или осложнен (группа 1). Еще один удивительный вывод для исследователей заключался в том, что студенты второй группы продемонстрировали способность запоминать путь к файлу на ПК, в котором хранились нужные данные, вместо того, чтобы удержать в памяти полный объем требуемой информации.
Второй эксперимент был проведен в четыре этапа.
На первом этапе участники должны были дать одним словом ответ на несколько несложных вопросов. Далее, при помощи специальной программы, им нужно было ответить, какого цвета загаданное слово. Некоторые термины при этом были связаны с поисковой системой Google, и реакция на таковые оказалась значительно выше, нежели на другие слова. Эта закономерность дала основания предположить, что испытуемые думали о поисковых системах во время решения поставленной задачи.
На втором этапе студентам были даны определенные выражения, связанные с предыдущими вопросами. После этого им сообщалось, какие из них можно будет использовать позже, а какие нет. Соответственно, выражения, которые позволялось увидеть снова, запомнились гораздо хуже.
На третьем этапе субъектам эксперимента предлагалось ввести в специальной программе данные по вопросам, которые им были заданы. В результате участники могли увидеть три варианта программного оповещения: «Ваша запись была сохранена» / «Ваша запись была сохранена в папке FACTS, DATA, INFO, NAMES, ITEMS или POINTS» / «Ваша запись была удалена». При этом сохраненную информацию позволялось использовать в дальнейшем. В итоге информация, которая подвергалась удалению, запомнилась участниками лучше.
На последнем этапе студентам сообщили, что нужная им информация располагается в определенных папках на ПК. В данном случае участники запомнили названия папок и путь к ним в разы лучше, чем саму информацию.
Возвращаясь к корпорации Google…
Люди перестают запоминать то, что они могут запросить в поисковике. Но в чем еще особенность Google?
Эта корпорация всегда стремилась не столько предоставлять людям информацию, которую они запрашивают, сколько направлять их на нее, а точнее, на те данные, которыми, как кажется самому Google, пользователи должны располагать. К примеру, Google Maps не только показывают, как добраться туда, куда человеку нужно (пешком, на машине или на общественном транспорте), но и отправляют персонализированные предложения о местах, которые, по мнению Google, могут заинтересовать конкретного пользователя. Таким же образом действуют виртуальный помощник Google Home, Gmail, Google News и т.д.
Все это устраняет необходимость думать и принимать решения самостоятельно. Google буквально заполняет пустые пространства нашего разума и заменяет собой когнитивные процессы нашего мозга.
Стал ли Google злом? Вопрос остается открытым. Его влияние на человеческий разум растет, а вот удастся ли человеку избавиться от оков, освободив от него свой разум, неизвестно.
Обложка статьи: From Unsplash by Solen Feyissa.
Мария Братчикова
Latest posts by Мария Братчикова (see all)
- Вслушайтесь: Вам поют картины - 16 октября, 2023
- Пункт назначения — Аракатака: путешествие на малую родину Габриэля Гарсиа Маркеса - 2 апреля, 2023
- Города тоже умирают? - 7 февраля, 2023
Ваш комментарий будет первым