Гамбит на сцене

Восьмидесятые годы XX века были невероятно музыкальными. Новые стили, жанры, группы и исполнители сыпались словно из рога изобилия на головы публики. Абсолютно разные направления и звучания соседствовали на строчках чартов, смешивались и порождали новые смелые эксперименты. В это десятилетие поздние «Queen», экспериментирующие с синтезаторами и танцевальной музыкой, соседствовали с «Aerosmith», «Guns’N Roses», «W.A.S.P» и другими представителями традиционно «гитарных» глэм- и метал-рок-групп. Нью-вейв поражал своими идеями — от быстрого ска «Oingo Boingo», дополненного ярким, гротескным и даже инфернальным визуальным сопровождением, до электронного звучания и сэмплирования «Depeche Mode».

К чему же все это? К тому, что на музыке эксперименты не закончились. И сегодня речь пойдет как раз об одном из таких экспериментов, который, спустя почти сорок лет после своего осуществления, наконец достиг России.

Итак, попробуем представить, что будет, если взять ответственного за ряд хитов Бродвея («Иисус Христос – суперзвезда», «Эвита») британского писателя и драматурга Тима Райса и смешать его с Бенни Андерссоном и Бьорном Ульвеусом — мужской половиной великой шведской четверки “ABBA”. Затем добавить в эту «смесь» историю в декорациях Холодной войны, приправить это все щепоткой любви, политики и обмана, а после подать это на сцене с многогранным звучанием, отражающим музыкальную сцену 80-ых и с самым передовым визуальным оформлением того времени?

Получатся шахматы. А точнее мюзикл «Шахматы».

Один из самых узнаваемых символов мюзикла — распадающаяся шахматная доска // From broadwayworld.com

Впервые этот мюзикл был поставлен в 1986 году. Работа над ним велась в весьма сжатые для такого масштабного проекта сроки — исходя из официальных источников, идея впервые была озвучена Тимом Райсом в 1980 году, в одном из разговоров с его партнером Эндрю Ллойд-Уэббером. Последний к тому моменту уже был занят подготовкой всем известных «Кошек» и потому не проявил особого интереса к новому проекту. В течение года Райс искал музыкантов для записи, до тех пор, пока наводка от знакомого американского продюсера не указала ему в сторону шведской четверки. В то время Андерссон и Ульвеус как раз искали возможности проявить себя вне бренда «ABBA», и постановка мюзикла вполне удовлетворяла их желаниям.

Для «Шахмат» вскоре была создана отдельная компания «Three Knights Ltd». Первое время работа над проектом шла крайне сложно: в 1983 году Райс был параллельно занят работой над рок-оперой «Блондель», а шведы продолжали творческую деятельность в составе своего квартета. В результате группа «Рыцарей» металась между Лондоном и Стокгольмом, попутно увязая в своих сторонних проектах. Доходило до того, что целые треки записывались по частям и позже сводились вместе, как, например, было с одной из самых известных композиций мюзикла – «I Know Him So Well». Вокальные партии Элейн Пейдж и Барбары Диксон были сведены в одну песню уже постфактум, так как «Рыцарям» так и не удалось найти время, когда все три стороны смогли бы одновременно принять участие в записи. В конце 1983 года Райс переехал на съемную квартиру в Стокгольме. А уже в 1984, после выпуска альбома, в Лондон перебрался Бьорн. Что интересно, даже в таком загруженном графике им удалось найти время для крайне любопытной совместной поездки…

«The Arbiter» на оригинальной пластинке была частью девятиминутной «Opening Ceremony», в которой соединились поп-музыка, реприза с элементами хард-рока и три разных хоровых композиции

…В Советский Союз. За фактами и вдохновением. Райс всегда уделял много времени исследованию тех вопросов, которые касались создания его произведений. Его поиски и привели рыцарскую троицу в страну советов. Помимо прогулок по Красной Площади и посещения Большого театра, троица также познакомилась с Пугачевой, которая по замыслу создателей должна была сыграть одну из главных ролей в первой лондонской постановке.

Кроме СССР, исследовательская тропа занесла Райса и в итальянский Мерано, где проходил матч за звание чемпиона мира по шахматам 1981 года, победителем в котором стал Анатолий Карпов. Неудивительно, что в 1982-83 годах, во время поездки Карпова в Лондон, легендарный шахматист успел не только посмотреть «Эвиту» и «Блондель», но и подружиться с британским драматургом.

За выходом пластинки «Шахмат» в 1983 году последовал грандиозный европейский концертный тур в 1984 году. Так, весь Лондонский симфонический оркестр, рок-ансамбль, а также одна из самых известных британских хоровых групп и сольные исполнители галопом прокатились по Европе. 27 октября — выступление в Лондоне. Уже на следующий день — Париж. Далее Амстердам, Гамбург, Стокгольм. Набравшаяся компания с трудом влезла в лондонский Центр Барбикан — гримерок просто не хватало на всех, а для осуществления беспрепятственного движения выступающих команде пришлось координировать их перемещения через рации. Но несмотря на все сложности, выступление прошло триумфально, а проблемы на других концертных площадках уже не казались большими по сравнению с производственным адом Барбикана. Концертный тур прошел с невероятным успехом у публики…и с убытком в почти полмиллиона фунтов стерлингов. Впрочем, создатели были готовы к таким расходам — ведь какая в итоге замечательная реклама получилась для того невероятного шоу, которое они готовили на будущее.

Зал Театра «Барбикан» // From Flickr by Ian N

Вот только до начала шоу еще нужно было дожить. «Шахматы» были слишком амбициозным проектом, удивлявшим даже на ранних стадиях своим размахом во всем. Режиссером-постановщиком мюзикла стал Майкл Беннетт — один из самых успешных американских театральных деятелей того времени. По его замыслу, для нужд сцены предполагалось использовать шесть гидравлических подъемников; за сценой почти все пространство должна была занимать огромная конструкция из 64 мониторов в центре, в то время как еще две конструкции, по 32 экрана каждая, располагались бы по бокам сцены. Видео для них должны были быть записаны на диски, а их показ контролировался бы компьютером. Миниатюрная модель сцены обошлась создателям в 40 000 фунтов, а общий бюджет достиг отметки в 2 миллиона. В отборе в актерский состав участвовало 700 человек, а общее количество прослушиваний почти достигло 1300.

Та самая видео-стена из 64 экранов. Фото из журнала “LSI” за 1986 год

Однако настоящие трудности были только впереди. В 1986 году Беннетт резко прекратил работу над мюзиклом из-за серьезных проблем со здоровьем. В одно мгновение все предприятие осталось без его главного визионера. На смену ему пришелбританский коллега Тревор Нанн и сразу же внес ряд изменений в чересчур амбициозный проект Беннетта — например, сократил количество тех самых подъемников до всего одного подъемного механизма и перенес репетиции. Смена режиссеров отняла два месяца эффективного времени, из-за чего вовремя не удалось подготовить сцену Театра Принца Эдварда, которую пришлось буквально распотрошить для установки необходимого оборудования — репетиции все это время проходили в абсолютно другом зале. К тому же компьютер, ответственный за экраны, работал с постоянными сбоями и ошибками. Для решения этой проблемы была приглашена команда экспертов из Германии. Более того задача вывода шахматной партии главных героев на главный мульти-экран оказалась невероятно сложной технически и требовала идеальной настройки углов обзора. Результатом всех проблем стал перенос предварительных показов с апреля на май. Генеральная репетиция закончилась еще одной катастрофой — потерял сознание исполнитель одной из главных ролей — шведский певец Томми Чёрберг. В результате в день показа, за полчаса до начала, никто на площадке не знал, кто же будет играть эту роль. К счастью, Чёрберг вернулся на сцену за пятнадцать минут до того, как поднялся занавес — и на этом череда проблем и неудач для «Шахмат» ненадолго закончилась…

…Чтобы вновь начаться вскоре после первого предпоказа. Сначала организаторам никак не удавалось решить проблему с шахматными фигурами, после драки персонажей улетающими в оркестровую яму прямо на неподготовленных к такому музыканту. Затем в больницу попал единственный человек, способный управлять гидравликой сцены. Вдобавок, опрос первых зрителей показал, что последний акт мюзикла не получил у публики одобрения. Результатом этого стало неожиданное внесение финальных правок в текст за сорок восемь часов до первого показа, что кто-то удачно назвал «Великим Переписыванием». Началось оно днем 12 мая и закончилось на следующий день тотальной перекомпоновкой второго акта и концовки.

Песня “One Night In Bangkok” в исполнении певца Мюррея Хеда — один из музыкальных символов 80-ых. В американских чартах эта композиция достигла третьего места

Пять лет работы постепенно подошли к своему логическому завершению. Армия работавших над этим проектом людей состояла из порядка полутора сотен человек, которые на протяжении всего этого времени доводили «Шахматы» до состояния, близкого к совершенному. Все это ради одного дня. Ради 14 мая 1986 года, когда весь Вест-Энд заполнится толпами изголодавшихся зрителей и беспристрастных критиков…

Вернемся вновь в 2020. «Шахматы» ставятся на сценах по всему миру уже почти сорок лет. Их играли в Лондонском Вест-Энде и на Нью-Йоркском Бродвее. Свои версии постановки появились в Австралии, Швеции, Дании и даже в Корее, где мюзикл был впервые поставлен в 2015 году. В них переписывались тексты, менялись сюжетные ходы и повороты, вводились новые локации. И вот, наконец, легендарные «Шахматы» дошли до России. Пока что остается открытым вопрос, насколько российская версия мюзикла будет отличаться от оригинала 1986 года. Впрочем, каким бы ни был ответ на этот вопрос, уже сейчас ясно – «Шахматы» однозначно необходимо увидеть. Сделать это можно будет с 11 октября в Московском Дворце Молодежи.

Источник:

William R. Hartston — Chess: The Making of the Musical // Pavilion Books Limited, London, 1986.

Обложка статьи: фото из официального аккаунта мюзикла в Твиттере.

Свежие записи

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий