В очередной раз общественность под влиянием социальной повестки переживает всплеск интереса к женским персонажам. Пожалуй, сейчас это актуально как никогда: больше сильных женских ролей, больше женщин-режиссёров и, конечно же, больше экранизаций классических романов, представляющих мир с точки зрения девочек, девушек и женщин.
Внимание: текст содержит спойлеры!
В 2019 году вышла киноадаптация романа американской писательницы Луизы Мей Олкотт «Маленькие женщины». Как и следовало ожидать, картина не осталась незамеченной и вызвала немало споров как относительно верности оригиналу, так и относительно трактовки женского вопроса.
Грета Гервиг, режиссёрка фильма, стала далеко не первой, кто адаптировал «Маленьких женщин». И не первой, кто рассказал эту историю по-своему. Десятилетиями появлялись всё новые и новые версии, и каждая в той или иной степени критиковалась. Адаптации классической книги каждый раз становились своего рода лакмусовой бумажкой эпохи, выявляющей отношение общества к женщинам и феминизму.
Так ли удивительно, что фильм 2019 года, снятый в разгар новой волны женской борьбы за свои права, многие посчитали весьма радикальным? В нём всё ещё есть уютные сцены у камина и длинные платья, но наряду с этим героини отличаются ещё большей смелостью по сравнению с книгой: обличают двойственность стандартов относительно женщин и мужчин, критикуют закостенелые общественные нравы и пытаются найти своё место в мире. Прежде всего, конечно, это проявляется в характере Джо Марч, однако не остаётся сомнения, что и другие сёстры до конца не довольны своим положением.
Решения сестёр относительно своей судьбы кажутся осознанными и индивидуально мотивированными, а не навязанными обществом, будь то стремление Эми стать художницей или желание Мег создать семью (вспомним её слова, адресованные Джо: «То, что мои мечты отличаются от твоих, не значит, что они не важны»).
Версия Гервиг — это и история авторки романа Луизы Мей Олкотт, которая никогда не была замужем и добилась признания благодаря своим книгам «Маленькие женщины» и «Хорошие жёны». Именно на биографию и письма Олкотт полагалась в качестве руководства режиссёрка фильма.
В этой интерпретации героини Олкотт по-настоящему многогранны. История Мег не заканчивается, когда она выходит замуж — её стремление к счастью продолжается, когда она растит близнецов и мечтает о дорогих вещах, которые тем не менее не может себе позволить. Бет, обречённая на смерть, изображена как самобытный, полноценный персонаж со своими мечтами и мыслями. Эми, долгое время считавшаяся избалованной младшей сестрой, превращается в молодую самостоятельную женщину, чья целеустремлённость вызывает уважение. Джо, боевая, независимая, отрицающая навязанные обществом стандарты (особенно по части стереотипов о типично «женском» и «мужском»), в итоге всё же выходит замуж — но не потому, что сдаётся, а потому, что находит свою любовь и решает направить свою энергию на созидание, а именно – на открытие школы и воспитание учеников в духе своих передовых взглядов.
Концовка фильма оставляет приятное впечатление: Джо (или всё же Олкотт? Гервиг проделала блестящую работу, объединив судьбы авторки и героини) наблюдает, как «рождается» её книга. Мы также видим, как она ведёт переговоры о сохранении авторских прав на свою работу — то же самое в реальной жизни случилось с Олкотт.
Вслед за «Маленькими женщинами» зрители получили ещё одну экранизацию романа XIX века о женщинах, но на этот раз английского — картину «Эмма.» Отем де Уайлд по мотивам одноимённого романа Джейн Остин (в романе название указано без точки – это уже авторская задумка режиссёрки).
Сам фильм, как и книга, не содержит в себе прямых укоров в адрес патриархата, однако сам факт того, что главной героиней является молодая, остроумная, независимая женщина, уже говорит о многом. В версии «Эммы» 2020 года есть всё, что так дорого зрителям в адаптациях классики: эстетичные пейзажи, изящные платья, атласные ленты, замысловатые причёски, антикварный интерьер и изысканные манеры.
Но несмотря на приковывающие взгляд кадры, визуальная составляющая ни в коем случае не затмевает содержания. Эмма, 21-летняя девушка, живёт вдвоём с отцом в огромном поместье. Эмма умна и любознательна, но в то же время ей одиноко и скучно, поэтому, не найдя другого применения своим способностям, она развлекается сватанием своих подруг с молодыми людьми (к тому же, сама она замуж выходить не планирует). Так она знакомится с сиротой из пансионата по имени Гарриет, с которой они становятся настоящими подругами и для которой Эмма пытается отыскать выгодную партию.
Совершая одну ошибку за другой, Эмма понимает, что её проницательность — скорее фантазия, чем реальность, и единственным, кто помогает ей в этом убедиться, становится друг семьи Джордж Найтли. Только он способен указать Эмме на её недочёты и он же, как оказывается, тайно в неё влюблён.
Надо сказать, что в фильме мистер Найтли становится гораздо более приближенным к современности и понятным зрителю героем. Да, он так же уверен в себе, всегда вежлив, ведёт себя сдержанно и уважительно по отношению ко всем, как и подобает джентльмену. Однако, когда дело доходит до чувств, даже он не всегда решителен, не всегда может собраться с мыслями и обратить их в красноречивое признание.
Замужество Эммы в конце фильма кажется оправданным, несмотря на её частые заявления о своей самодостаточности и об отказе следовать проторенной дорожкой. Да, она не сдержала свои слова о том, что никогда не выйдет замуж, но вряд ли это видится как покорение обществу — скорее, как обретение настоящей любви. И, пожалуй, в фильме это проявляется даже несколько ярче, чем в книге.
Обложка статьи: From Flickr by Eli Saleh.
Полина Колосёнок
Latest posts by Полина Колосёнок (see all)
- Классика сквозь время: «Маленькие женщины» и «Эмма.» - 3 октября, 2020
- Экоактивизм в МГУ - 3 июня, 2020
- Бальные традиции в МГУ - 29 марта, 2020
Ваш комментарий будет первым