Талантливый человек талантлив во всём. Всё ещё не верите, что это утверждение правдиво? Тогда поговорим об одном из великих талантов, который оставил значимый след не в одной научной сфере. Поговорим о Генрихе Шлимане, известном многим как раскопавший Трою археолог. Однако, темой этой статьи будет далеко не город-крепость, а другое открытие Шлимана – индивидуально разработанный метод изучения иностранных языков, который популярен и сегодня. Как же археолог связан с лингвистикой и в чём секрет его метода? Попробуем разобраться.
Без дождя не бывает радуги
Родился Генрих в 1822 году в семье немецкого пастора и долгое время даже не помышлял о том, что в будущем найдёт таинственный город из гомеровской поэмы. В четырнадцать лет он стал учеником в небольшой торговой фирме, в то время он мечтал о коммерческом успехе и поехал воплощать свою американскую мечту в США. Удача не настигла его сразу, но Шлиман не спешил сдаваться. Именно этот настрой помог ему добиться многого в будущем. Генрих вернулся в Европу, где торговые дела пошли в гору.
Однако, и в Европе Шлиману порой приходилось смиряться с неудачами. Так, уже совершеннолетний Генрих решил отправиться в Венесуэлу, но его корабль потерпел крушение недалеко от Нидерландов. Именно тогда Шлиману пришлось впервые столкнуться с проблемой межкультурной коммуникации: парень не знал ни голландского, ни английского языка, а без них в чужой стране приходилось трудно. Изучение языков стало для Генриха жизненной необходимостью, и понемногу он освоил и голландский, и английский. Удивительно, но случайное стечение обстоятельств как раз и определило успех Шлимана – благодаря знанию нескольких языков Генриха взяли в голландскую фирму, а затем направили устраивать торговые связи с Россией. В Санкт-Петербурге Шлиман принялся за изучение русского.
Перемен требуют наши сердца
Дела Генриха с каждым годом налаживались, доход увеличивался, но в какой-то момент предприниматель решил кардинально изменить свою жизнь и вернулся в Германию ради углубления своего образования. Тогда он увлёкся философией, литературой и философией и всерьёз задумался о поисках загадочной Трои. Именно после этого переломного момента началась череда археологических удач Шлимана: раскопки таинственного города-крепости, находка клада Приама, написание научных трудов о захватывающих путешествиях в прошлое…
К этому важному жизненному этапу Генриха привела не столько его предприимчивость, сколько его лингвистическая одаренность, позволявшая ему в любой стране находить общий язык с местными жителями и через это общение на их родном языке точнее и яснее понимать их культуру и историю.
К концу жизни Шлиман свободно владел восемнадцатью языками, при этом владение иностранными языками для археолога никогда не являлось целью. Оно было лишь средством для достижения целей в совершенно других сферах жизни. Как же Генрих достиг таких результатов?
Терпение и труд…
На изучение двух языков – английского и французского – Шлиман потратил всего шесть месяцев. Но это достижение стоило ему немалых усилий: в сумме он посвятил занятиям 1350 часов. Генрих не проводил ни дня без упорных стараний, что можно назвать первой заповедью его метода – языками нужно заниматься ежедневно. Позже Шлиман сумел сократить шесть месяцев до шести недель, однако, заповедь свою никогда не нарушал.
Подробнее о своём методе Шлиман писал в автобиографии «Приключения моей жизни». Генрих прибегал к чтению текстов с параллельным переводом, что позволяло не отвлекаться на словарь для перевода отдельных слов. Текст Шлиман зачитывал вслух. Когда перевод становился понятен, Генрих учил понравившийся отрывок оригинала наизусть. Для проверки произношения Шлиман просил помощи у носителей. Он находил их в любой стране: в англиканской церкви, на борту корабля, среди партнеров по торговле.
После заучивания текста Генрих как можно быстрее старался написать небольшое сочинение на интересовавшую его тему, пока в голове были свежи грамматические конструкции и фразы, использованные в оригинальном тексте. Таким образом Шлиман не только развивал свою память, но и применял усвоенные знания на практике.
В наше время этот метод не отличается новизной, однако, в девятнадцатом веке метод Шлимана стал новаторским шагом в истории развития лингвистики. Тогда грамматику и лексику изучали изолированно, не опираясь на контекст. Генрих же стал первопроходцем, открывшим совершенно новый подход и упростившим задачу изучения иностранных языков будущим поколениям. Шлиман показал, как можно «оживить» язык с помощью всего лишь одного инструмента – контекста, придающего речи краски. Генрих Шлиман стал одним из великих гениев девятнадцатого века. Он жил, учился и работал во времена зарождения многих необходимых сегодня наук и, как истинный гений, Шлиман не мог не повлиять на развитие этих наук. Для своих научных подвигов он избрал археологию и лингвистику, за что ученые благодарны ему и по сей день.
Обложка статьи: From Flickr by aykut gebes.
Алёна Фурсаева
Latest posts by Алёна Фурсаева (see all)
- Как корабль назовешь, так он и поплывет - 7 февраля, 2022
- Великий и могучий китайский язык: покорять или нет? - 7 июня, 2021
- Взгляд со стороны: китайцы о русских новогодних традициях - 28 декабря, 2020
Ваш комментарий будет первым