Когда вы слышите названия таких фильмов, как «Звёздный путь» или «Игра престолов», какие ассоциации у вас появляются одними из первых? Если это искусственные языки, которые были для них разработаны (а именно клингонский язык и дотракийский язык), то лингвистам удалось придать реалистичности фильмам, что не могло не привлечь внимание зрителя. Такие искусственные языки, появление которых было обусловлено артистической функцией в кинопроизводстве и литературе, называются артлангами.
Тем не менее основополагающей причиной создания искусственных языков является стремление создать универсальный язык, чтобы объединить разные народы. Впервые искусственные языки начали создаваться в 17-18 веках из-за постепенного уменьшения международной роли латыни.
Искусственные языки можно разделить на два основных вида: 1) апостериорные — те, которые в своей основе имеют лексические и грамматические единицы естественных языков, 2) априорные — те, которые построены в соответствии с собственными правилами.
Таким образом, идея создания искусственного языка привлекает большое внимание лингвистов, поскольку представляет собой огромное количество захватывающих возможностей создать что-то по-особому новое и запоминающееся.
В этой статье мы погрузимся в искусственный мир языков. Survoje! (Что в переводе с эсперанто означает «В путь!»).
Линкос
Одной из непрекращающихся полемик в течение многих лет является вопрос о существовании внеземных цивилизаций. Один из сопутствующих вопросов связан с тем, как коммуницировать с их представителями. За решение данной задачи принялся нидерландский профессор Утрехтского университета Ханс Фройденталь в 1960 г., когда освоение космоса стало одной из ведущих сфер мирового развития.
В течение десятилетий линкос не использовался в практических целях. Он оставался лишь теоретическим языком. Однако, в 1999 г. канадские астрофизики Иван Дутил и Стефан Дюма закодировали сообщение на линкосе и использовали радиотелескоп RT-70 под Евпаторией, чтобы направить его к ближайшим звездам. Это событие вошло в историю как «Космический зов». В данных сообщениях астрофизики закодировали краткий сборник человеческих знаний об окружающем мире.
Название образуется от лат. lingua cosmica — «космический язык». Линкос априорен, таким образом, он не имеет общих черт с естественными языками. По своей системе линкос достаточно прост. В нём отсутствуют любые стилистические средства, исключения из правил, союзы, имена существительные, глаголы, спряжения, склонения и другие грамматические категории. Учитывая тот факт, что Фройденталь — математик, неудивительно, он постарался создать язык подобный математике, где всё соответствует правилам, имеет объяснение и строится по принципу универсализма. На фонетическом уровне данный язык также не сложен, поскольку не проговаривается. Звуковой оболочкой слов являются радиосигналы разной длительности, которые потом кодируются, и информация приобретает форму программного текста.
Пример:
Ha Inq Hb ?x 4x=10 — Ha говорит Hb: каково x если 4x=10?
Сольресоль
Сольресоль — «музыкальный» искусственный язык, созданный в 1817 году французским преподавателем музыки Жаном Франсуа Сюдром. Помимо того, что музыка сама по себе является особым языком, она стала основой для международного языка, который формируется посредством названий нот. То есть, алфавит строится из названий нот. По очевидным характеристикам можно сделать вывод, что сольресоль — априорный язык. Одной из особенностей данного языка является то, что слова и предложения можно записывать и буквами, и нотами. Кроме того, на фонетическом уровне слова можно или произносить, или пропевать. Из-за нехватки слогов необходимо оставлять краткие паузы между словами, чтобы каждое слово оставалось четко разделенным.
В морфологии каждое слово разделено на категории либо по значению, либо по функции, где более длинные слова, как правило, более специфичны. Слова различаются по трем основным характеристикам: начальный слог, длина слова и наличие в нем пары повторяющихся слогов. Ударение ставится в зависимости от части речи:
- Глагол — ударение не ставится: мидофа — отдавать предпочтение;
- Существительное — ударение на первый слог: мИдофа — предпочтение;
- Прилагательное — ударение на предпоследний слог; мидОфа — предпочтительный;
- Наречие — ударение на последний слог: мидофА — предпочтительно.
В лексике есть несколько установленных правил. Например, слова, которые включают повторяющиеся слоги, означают «числа, месяцы года, дни недели» (редодо — «один»). Кроме того, слова, начинающиеся на «соль», которые не содержат повторяющихся слогов, имеют значения, связанные с искусством или наукой (сольдоредо — «искусство»). Однако, если слова длиной в 4 слога содержат пару повторяющихся слогов «сольсоль», их значения относятся к болезни или лекарству (сольсольредо — «мигрень»).
В сольресоль отсутствуют синонимы и омонимы, но существуют антонимы. Для этого необходимо поменять слоги местами. Таким образом, антонимы строятся на основе инверсии.
Например:
- Фаля — хороший, хорошо,
- Ляфа — плохой, плохо.
В сольресоле у существительных три рода (мужской, женский, средний), но они со временем превратились в «женский» и «неженский» род. В устной речи последний гласный звук женского рода удлиняется, а на письме подчеркивается.
На’ви
На’ви — искусственный язык, созданный для не менее известного фильма современности «Аватар». Режиссёр Джеймс Кэмерон понял, что для настоящего другого мира необходимо придумать и язык. На’ви был разработан в 2005–2009 годах лингвистом Полом Фроммером. На данном языке разговаривают синекожие жители планеты Пандора. С их языка слово на’ви переводится как «народ».
В на’ви нет понятия рода. Индивидуумов мужского пола можно выделить, используя суффикс — an, ; женского — -é, (всегда ударный). Например, tsmúkan — «брат»; tsmuké — «сестра».
Число подразделяется на единственное и множественное, которые, в свою очередь, делятся на двойственные и тройственные. Число обозначается с помощью префиксов me+ (двойственное), pxe+ (тройственное), ay+ (множественное). Префиксы числа вызывают смягчение первой буквы, что отмечается знаком + (не вызывающие смягчение префиксы отмечаются знаком -).
Примеры:
- Nantang ‘змееволк’
- Menantang ‘два змееволка’
- Pxenantang ‘три змееволка’
- Aynantang ‘змееволки (четыре или больше)’
Прилагательные могут ставиться перед или после существительного, при это они не склоняются.
Поскольку у жителей Пандоры четыре пальца на руках, они используют восьмеричную систему счисления. Это выглядит следующим образом:
- Aw
- Mune
- Pxey
- Tsìng
- Mrr
- Pukap
- Kinä
- Vol
Для образования чисел, превышающих 8 (количество пальцев на двух руках На’Ви), используются двойственные, тройственные приставки.
Глаголы спрягаются по временам с помощью инфиксов: Охотиться — taron; охотился — tolaron.
На синтаксическом уровне можно отметить свободный порядок слов.
Новояз
Новояз также является артлангом, поскольку был создан для романа-антиутопии Джорджа Оруэлла «1984». В романе новоязом называется язык тоталитарной Океании, который подвергся влиянию сильной партийной идеологии «Ангсоц». Использование новояза было направлено на искоренение оппозиционного образа мышления посредством исключения слов или выражений, которые означали свободу, революцию. Можно сказать, что данный язык был создан, чтобы разрушить другой язык.
Новояз образуется из английского языка, который на новоязе получает название «старояз». Старояз в романе должен был быть полностью вытеснен новоязом к 2050 году. При создании новояза писатель опирался на русский язык сталинского периода и немецкий Третьего рейха.
Новояз имеет три словаря и общие грамматические правила. Словарь A содержит необходимые для повседневной жизни слова. Он не подходит для литературных целей и философских рассуждений. Словарь B содержит специально сконструированные слова для политических выражений с очень абстрактным значением, но ярко выраженной оценкой. Предполагается, что слова из этого словаря в новоязе должны звучать приятно и в то же время быть легко произносимыми, чтобы сделать речь о чем-либо политическом «отрывистой и монотонной» и скрыть от говорящего все идеологическое содержание. В словаре В большое количество сокращений. Например, Министерство правды называется Миниправ (Minitrue). Оруэлл отмечает, что партия считала, что сокращение названия может «узко и незаметно» изменить значение слова. Словарь C является вспомогательным и состоит из научных и технических терминов.
Грамматика новояза абсолютно проста. В ней отсутствуют исключения. Любое слово в языке могло использоваться как существительное, прилагательное, глагол и наречие. Например, слово think («думать»), выполняя роль одновременно глагола и существительного, заменило слово thought («мысль»).
Отрицание любого слова строилось при помощи приставки un- («не») или усиливалось с помощью приставки plus- или — ради ещё большего усиления — doubleplus-. Таким образом, от слова cold («холодный») образовывались слова uncold («тёплый»), pluscold («очень холодный») и doublepluscold («в высшей степени холодный»).
Формы глагола прошедшего времени и причастия были одинаковыми и оканчивались на -ed.
Несколько примеров на языке новояз:
- Bellyfeel — слепое, восторженное принятие идеи;
- Facecrime — выражение лица, которое показывает, что человек совершил мыслепреступление;
- Ownlife — антисоциальная склонность человека наслаждаться одиночеством и индивидуализмом.
Миньонский язык
Одним из самых интересных с точки зрения звучания является миньонский язык. Также его можно называть «язык банана», потому что banana — самое частое слово. Он был создан режиссером мультфильма «Гадкий Я», Пьером Коффином. Миньонский язык — апостериорный язык, потому что содержит в себе слова из других языков, таких как английский, китайский, хинди и др.
Режиссёр старался выразить значение слова через его звучание, поэтому он как можно сильнеесмешивал разные языки. Это было сделано также с целью показать, что миньоны жили во все времена, в разных частях света. В процессе озвучивания мультфильма именно Пьер Коффин стал тем, кто дал звучание миньонскому языку. Более того, он специально исказил речь маленьких желтых человечков и периодически заменял буквы в словах. В их речи присутствует частая замена звуков на «б» и «п». Вместо «hello» — «bello», вместо «goodbye» — «poopaye» и так далее.
Таким образом, данный язык можно назвать импровизированным, потому что он создавался в потоке речи, при этом иногда не имея логического объяснения тому или иному использованию. Другой особенностью является то, что режиссёр время от времени допускал ошибки, которые совершают в словах дети для усиления эффекта комичности языка.
Несколько примеров из миньонского языка:
- Спасибо! — Tank yu!
- Я голоден/голодна! — Me want banana!
- Пожар! — BEE DO BEE DO BEE DO.
- Игрушка — Baboi.
- Для тебя— Para tu.
- Посмотри на себя! — Luk at tu!
- Мороженое — Gelato.
- Что? — Po ka?
- Ура! — Kampai!
Искусственные языки обладают большим потенциалом, который может быть реализован в различных сферах жизни, а создатели искусственного языка, таким образом, оставляют свой след в истории.
Обложка статьи: From Flickr by Leyre Viña de Diego.
Редактор: Вероника Давыдова.
Диана Иванова
Latest posts by Диана Иванова (see all)
- Афантазия и гиперфантазия - 5 июня, 2023
- Культ самурая в японской культуре - 2 апреля, 2023
- 2023: Год Чёрного Водяного Кролика - 11 декабря, 2022
Ваш комментарий будет первым