В ноябре 2018 года состоялась премьера первого сезона исторического телесериала «Годунов», продолжение которого вышло на экраны в марте следующего года. Сериал основан на реальных исторических событиях, охватывающих период с последних лет царствования Ивана IV до восшествия на престол Михаила Федоровича – первого представителя династии Романовых. Борьба за власть, политические интриги, волна самозванства, народные восстания, голод и эпидемии – все это характеристики данного, нестабильного во всех смыслах, этапа в истории Российского государства.
Интересно, однако, как был создан образ эпохи, насколько достоверно были переданы быт и нравы конца XVI – начала XVII вв. и как точно были воссозданы костюмы героев исторической реальности. Ведь культура одежды на Руси всегда находилась на очень высоком уровне, так как одежда, отличавшаяся многослойностью, подчеркивала социальный статус своего владельца.
В телесериале «Годунов» костюм, несомненно, погружает актера, а впоследствии и зрителя в тот исторический период, о котором идет речь. Действительно, костюмы играют роль «машины времени», «мостика в прошлое», создают неповторимую атмосферу эпохи. Именно поэтому работа над ними была крайне важна и необычайно сложна с эстетической и исторической точки зрения.
На создание костюмов для сериала ушло полтора года. Главный художник по костюмам Наталья Салтыкова со своей командой постарались добиться максимального исторического сходства костюмов персонажей. В работе использовались исключительно натуральные материалы, которые поддавались искусственному состариванию: ткани, меха (соболя, куницы, бобра, енота, белки, лисы), кожа, полудрагоценные камни. Пряжки, пуговицы, крючки и застежки являлись копиями исторических артефактов. Ориентиром в создании костюмов послужили экспонаты из музейных коллекций, иконы, парсуны и миниатюры летописей.
Опричники
В Послании к Готхарду Кеттлеру, герцогу Курляндскому и Семигальскому, Иоанна Таубе и Элерта Крузе (1572 год) дано следующее описание:
«Опричники (или избранные) должны во время езды иметь известное и заметное отличие, именно следующее: собачьи головы на шее у лошади и метлу на кнутовище. Это обозначает, что они сперва кусают, как собаки, а затем выметают все лишнее из страны. Пехотинцы все должны ходить в грубых нищенских или монашеских верхних одеяниях на овечьем меху, но нижнюю одежду они должны носить из шитого золотом сукна на собольем или куньем меху».
Служилые люди «по отечеству»
В те времена мужчины носили рубаху, зипун и кафтан, а зимой сверху еще надевалась шуба. Неотъемлемым элементом костюма были кушаки, которые могли достигать нескольких метров в длину, позволяя владельцу не один раз опоясывать ими свое тело. Они же выполняли функцию карманов. Особое внимание отводилось пуговицам, которые сами по себе воспринимались как драгоценности и иногда даже превосходили весь костюм по стоимости. Так, в сериале пуговицы для костюма Василия Шуйского было решено сделать из янтаря.
Духовенство
Монахи и монахини носили черные суконные рясы, а под ними — подрясники, «по большей части из зеленого сукна, а фуфайка и штаны делаются из зеленой бязи, которую привозят к им персияне».
Патриарх на рубеже XVI – XVII веков обычно облачался в рясу, поверх которой надевалась мантия (длинная накидка без рукавов, с застёжкой на вороте, имевшая, как правило, зеленый цвет). Голову покрывал белый куколь (лат. «капюшон»). Отличительным знаком патриаршего сана была панагия – медальон на длинной цепочке с иконой Богоматери. В руках находился жезл (посох с рукояткой), служивший символом апостольского преемства и знаком церковной власти.
Царь
Повседневный гардероб русского царя не сильно отличался от одеяний бояр и дворян. Он включал кафтаны и шубы, украшенные кружевом, драгоценными пуговицами и мехами, башмаки и сапоги, шапки, а также нижние рубахи и порты.
Для празднеств и торжественных церемоний, в зависимости от их ранга и значимости, предназначались более роскошные одеяния. В праздничные дни цари переодевались по несколько раз, появляясь перед подданными в сложных многослойных одеждах, сияющих богатой отделкой. Церемониальное облачение, царские платна, ткали из самой тяжелой и драгоценной парчи – двойного петельчатого аксамита. Такие одеяния государей нередко описывали иностранные послы. Например, итальянский купец Рафаэль Барберини, бывший на приеме у Ивана Грозного в ноябре 1564 года описал костюм царя следующим образом: «… у него на голове золотая корона, кругом осыпанная драгоценными камнями… одежда на нем… длинная до самых пят, из золотой парчи и с пуговицами величиною с небольшое яйцо, но из чистого золота и осыпанными жемчугом и каменьями… а в руке у него серебряная вызолоченная трость наподобие епископского жезла». Костюм государя поразил даже посла папы римского Иоанна-Павела Кампану, посетившего Москву в 1581 году: «Великий князь одет в великолепную сутану, вышитую одновременно золотом и усыпанную жемчугом и драгоценными камнями с таким искусством, что кажется, будто она нарисована великим художником…».
Иван Грозный в подобных нарядах в телесериале не появляется, однако, в церемониальные одежды облачаются царь Федор Иоаннович и Лжедмитрий I.
Женские костюмы
Женщины поверх белой или красной рубашки с вышитыми запястьями, пристегнутыми к рукавам, надевали шелковый летник (длинная, сильно расширяющаяся книзу одежда, застегивавшаяся до горла) с длинными рукавами с вошвами с золотым шитьем и жемчугом и с пристегнутым воротом или ожерельем. Верхней выходной женской одеждой был длинный суконный опашень (долгополый кафтан с короткими широкими рукавами) с частыми пуговицами, украшенный по краям шелковым или золотым шитьем. Все это покрывалось душегреями или телогреями и шубами.
Замужние женщины должны были прикрывать свои волосы. Поэтому дома они носили на голове волосники (небольшая шапочка, которая плотно облегала голову и затягивалась сзади шнурками) или повойники (полотняная шапочка, иногда с твёрдым очельем, украшенным тесьмой, полностью закрывавшая волосы, заплетенные в две косы и уложенные на голове) и повязывались платком.
Зимой женщины при выходе из дома надевали меховые шапки или покрывали свой головной убор платком.
Девицы на Руси носили на голове венчики (широкая вышитая повязка с лентами) или венцы (обручи из кожи или бересты, обтянутые тканью и богато украшенные).
Кроме того, незамужние девицы могли ходить с непокрытой головой или с головным убором, оставлявшим открытой макушку.
В сериале также появляется Марина Мнишек, разумеется, одетая по польскому образцу. Огромное влияние на женский шляхетский костюм того времени оказала испанская мода, что выразилось в популярности черного цвета. Женские платья характеризовались резко подчеркнутой талией и расширяющейся к низу юбкой. Лиф платья был очень узким и шился на плотном каркасе.
Есть ли неточности?
Безусловно костюмеры проделали масштабную работу. Несоответствия историческим реалиям найти очень трудно, и все же главный художник по костюмом Наталья Салтыкова выделила некоторые нюансы.
Во-первых, несколько веков назад люди были ниже ростом и уже в плечах и поэтому носили одежду и обувь меньших размеров. В этом вопросе костюмеры, разумеется, были вынуждены отступить от исторической точности. Во-вторых, шубы для актеров снаружи были отделаны натуральным мехом, а вот внутри — искусственным, в целях экономии, и чтобы актерам не было жарко. Благодаря этому шуба становилась значительно легче по весу, хотя даже в облегченном варианте облачение героев весило порою более 10 килограмм.
И тем не менее невозможно не оценить огромного труда художников по костюмам, проделавших кропотливую и поистине ювелирную работу для создания этих костюмов. Нам же остается лишь наслаждаться этим зрелищем на телеэкранах и с головой погружаться в атмосферу Руси эпохи Смуты.
В статье использован иллюстративный материал, являющийся собственностью студий Мосфильм, Москино и Лукфильм.
Мария Братчикова
Latest posts by Мария Братчикова (see all)
- Вслушайтесь: Вам поют картины - 16 октября, 2023
- Пункт назначения — Аракатака: путешествие на малую родину Габриэля Гарсиа Маркеса - 2 апреля, 2023
- Города тоже умирают? - 7 февраля, 2023
Ваш комментарий будет первым