Кажется, что зеркало — самый обычный предмет быта, который так или иначе присутствует в жизни человека с древних времен. Но на самом деле, зеркало кроет за собой многогранную и порой противоречивую символику и часто наполняет ей произведения искусства, привнося в них новые смыслы.
Живопись — зеркало действительности?
Живопись, как впрочем и другие виды искусств, в целом, зиждется на принципе мимесиса, то есть подражания действительности, а точнее ее отражения. В таком понимании утверждение, что живопись — это зеркало окружающей нас реальности, будет вполне справедливо.
Поэтому зеркало в живописи в метафорическом смысле — прежде всего техника, когда явление нашей действительности каким-то образом видоизменяется и переходит в художественный мир. Именно посредством этой техники художники создают собственные миры, перенося в них зачастую в гротескном и гиперболизированном виде образы окружающей их реальности. Так, например, стал возможен мир Ботерии у Ф. Ботеро Ангуло. Ведь, Ботерия — ничто иное, как отзеркаленный образ его родного Медельина, в частности, Колумбии, в целом, и, в каком-то смысле, всей Латинской Америки.
Но зеркало может вписываться в художественное пространство и в качестве предмета-символа, добавляя тем самым картине дополнительные смыслы или подчеркивая уже имеющиеся. Интерпретация этих смыслов, разумеется, зависит от господствующей парадигмы взглядов той эпохи, в которой работал художник. Что же может означать зеркало на картине?
Двойственность человеческой натуры
Зеркало в живописи долгое время связывалось с самолюбованием и грехами гордыни и тщеславия. Оно, таким образом, отражало противопоставление внешнего облика и внутреннего мира человека. Чтобы показать чистоту души героя, художники часто изображали его спиной к зеркалу либо рядом с ним, но не смотрящимся в него.
Такая символика восходит к теоцентрической концепции, господствовавшей в Средние века и, соответственно, объясняется религиозностью и богобоязненностью человека этого времени.
Зеркало дьявола
Средневековым художникам и их наследникам из эпохи Возрождения было свойственно привязывать зеркало к негативной стороне бытия и греховности человеческой души, исходя из религиозных представлений. Поэтому оно стало вдобавок атрибутом дьявола и символом его присутствия.
На картине Джованни Беллини «Четыре аллегории Добродетели: Благоразумие» (1490), к примеру, изображена мудрая благоразумная и праведная девушка, которая отворачивает лицо от зеркала и указывает наблюдающим, как бы предупреждая их, что из него выглядывает дьявол.
Зеркало Венеры
Смотрящими непосредственно в зеркало, с другой стороны, долгое время могли изображаться исключительно античные мифические герои. Зеркало было, например, обязательным атрибутом богини любви и красоты Венеры (или Афродиты).
С этим связан тот факт, что так называемое «зеркало Венеры», представляющее собой кольцо, соединенное внизу с крестом, в принципе стало схематичным символом богини и посвященной ей планеты. А позже и вовсе начало считаться символом женского начала. Предполагается, что этот символ, в свою очередь, восходит к знаку анкх, который в Древнем Египте олицетворял союз Исиды и Осириса, и, соответственно, слияние женского и мужского начал. В Средние века «зеркало Венеры» интерпретировали как упрощенное изображение ручного зеркала, которым пользуются женщины, опустив заложенную изначально символику. У средневековых алхимиков «зеркало Венеры» символизировало металл медь, поскольку первые зеркала изготавливались именно из него. В современном мире человечество вернулось к первоначальной трактовке, отсылающей к древнегреческой и древнеримской мифологии.
Красота и надежда
В эпоху романтизма (начало XIX в.) в искусстве были вновь переосмыслены сюжеты античной мифологии. Это привело к тому, что зеркало стало символом красоты человека как такового. Причем, как внешней, так и внутренней.
Получается, оппозиция внешность-внутренний мир, свойственная трактовкам предыдущих эпох, стерлась, и в изображении смотрящегося в зеркало прекрасного человека уже не было ничего предосудительного. Особенно характерным изображать обычного человека с зеркалом стало в «атеистическом» XX в.
К тому же, если помимо человека (как правило, девушки) на картине изображалась свеча, то сочетание зеркала и ее горящего пламени символизировало светлую надежду.
Быстротечность времени
Зеркало, особенно в эпоху позднего Средневековья, могло обозначать быстротечность времени и краткость, мимолетность, непостоянство земных удовольствий. В таком значении зеркало как символ использовали, например, немецкий художник Альбрехт Дюрер и его ученик Ханс Бальдунг («Грин»). Последний на картине «Три возраста женщины и Смерть» изобразил женщину с зеркалом и песочными часами в компании Смерти, что, в целом, было популярным лейтмотивом его эпохи.
Подобное восприятие зеркала свойственно безусловно и целому жанру северной барочной живописи (Нидерланды и Фландрия, а также, менее частотно, Испания и Франция), ванитас, который представлял собой аллегорические натюрморты, демонстрировавшие быстротечность жизни, тщетность земных удовольствий и неизбежность смерти.
Глаз божий
Вопреки наличия у зеркала негативных коннотаций Средневековья, зеркало могло быть даже символом божественного присутствия. На картине Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» (1434) и его репродукции кисти Фернандо Ботеро, к примеру, висящее на заднем плане зеркало символизировало всевидящее око бога.
Зеркало, действительно, — многогранный и сложный символ, который позволяет по-новому взглянуть на произведения искусства. В следующий раз, когда Вы пойдете в картинную галерею, обратите внимание, не спряталось ли где-нибудь на картине зеркало и вспомните о том, что оно там оказалось не просто так.
Обложка статьи: From Flickr by rosipaw.
Редактор: Анастасия Горохова.
Мария Братчикова
Latest posts by Мария Братчикова (see all)
- Вслушайтесь: Вам поют картины - 16 октября, 2023
- Пункт назначения — Аракатака: путешествие на малую родину Габриэля Гарсиа Маркеса - 2 апреля, 2023
- Города тоже умирают? - 7 февраля, 2023
Ваш комментарий будет первым