Кто из нас не мечтает войти в историю? Выпуску 2020 это удалось. Причина всем известная и не слишком радостная, но факт остаётся фактом – впервые за 265 лет государственные экзамены в МГУ проходят дистанционно. «Лингва» опросила участников исторических событий – преподавателей и выпускников – и постаралась объективно осветить плюсы и минусы такого формата.
Я сама представляла себе государственный экзамен совсем по-другому: хотела надеть с утра красивое платье, потереть нос псу на Площади Революции по дороге в университет, обнять одногруппников при встрече, зайти в аудиторию и вытянуть счастливый билет… Вместо этого я, действительно надев красивую одежду, сидела дома за столом, ожидая входа в виртуальный зал подготовки. Вместо объятий с одногруппниками были сообщения и стикеры, а билет мы «тянули», просто называя номер в определённом диапазоне. Тексты на реферирование приходили на почту, а после ответа мы возвращались в зал подготовки, выключали звук и видео и шли пить чай с родителями.
После объявления результатов я сразу задумалась о том, что такое событие заслуживает отдельной статьи в «Лингве», потому что ни разу такого не было, чтобы в мае аудитории были пусты, а во время госэкзамена студенты и преподаватели были дома. Никто даже представить себе такую ситуацию не мог! А вот как получилось. Что же думают об этом выпускники и преподаватели?
Мы провели опрос по факультету, и в нём приняли участие 52 респондента (большинство – выпускники бакалавриата). У многих из них уже был опыт онлайн-образования.
Самым животрепещущим вопросом во время подготовки к такому формату во всех чатах был: «А что, если я из Зума вылечу?», поэтому мы решили узнать про техническую сторону вопроса. Спешим успокоить всех сочувствующих: у большинства респондентов всё прошло хорошо!
Что же пошло не так у тех, кто ответил «да»? Почитаем их истории (авторская орфография и пунктуация сохранены).
«Почта не открывалась, принтер зажевал бумагу, и я потеряла 10 минут подготовки», – пишет одна из выпускниц бакалавриата. «Не включилась камера в зуме, пришлось перезагружать компьютер, заняло много времени», – делится переживаниями её однокурсник. У двух выпускников возникли трудности со звуком и видео, которые не доставили таких уж больших проблем, а вот тех, кто не смог подружиться с Зумом, ждали неприятные сюрпризы: «Не смогла получить билет в чат», – пишет одна из таких выпускниц. Конечно, это ситуации, с которыми может столкнуться каждый в ходе любой конференции или онлайн-урока, однако на госэкзамене нервы и так напряжены до предела, и каждая мелочь может вывести из равновесия.
Проблемы чаще возникали на стороне организаторов – оно и понятно, очень нелегко управлять большой конференцией с несколькими залами, а тут ещё и все участники волнуются… Поневоле сам начинаешь переживать за всех и вся, а тут ещё и техника в любой момент может подвести, как бы хорошо ты в ней ни разбирался! Но преподаватели и выпускники отнеслись к таким ситуациям с пониманием, и многие отметили, что эти помехи на ход экзамена не повлияли: «10 минут техническая заминка. Никак не повлияло. Лишний раз пообщались и пошутили с коллегами», «Выбросило из сессионного зала, но это произошло после ответа на экзамене, поэтому никак не повлияло», «Не повлияло. Когда экзаменатор задавал вопрос его микрофон издавал странные звуки, потому что динамик терся об одежду, но потом я и другие члены комиссии сказали ей об этом, и она просто повторила вопрос».
Как же всё-таки лучше сдавать и принимать государственный экзамен? Тут мнения разделились ровно пополам, хотя все проголосовавшие преподаватели единодушно выступили за классический вариант.
Но всё-таки эти решения – проблема будущего. А какие же впечатления останутся у нынешних выпускников на всю жизнь? Послушаем их самих (к сожалению, из-за ограниченного объёма в статью вошли не все ответы студентов, но мы все их прочитали, искренне сопереживая одним и радуясь за других):
- «+: не надо торчать целый день на факультете; смогли присутствовать люди не из России в качестве экспертов. -: может случиться проблема с Интернетом в любой момент, это может сказаться на результате».
- «К сожалению, не осталось положительных эмоций, так как из-за небольших неполадок вышло недопонимание».
- «Исключительно положительные впечатления! Было волнительно скорее из-за ответственности самого мероприятия, а также из-за отсутствия опыта сдачи экзамена в таком формате. Но результат превзошёл ожидания. Конкретно в Zoom организация была очень удобной – с переходом в разные залы, оставаясь при этом на том же месте. Психологического напряжения при этом было даже меньше, чем при личном (реальном) контакте с членами комиссии. Все формальные требования были соблюдены, а удобство и комфорт при подготовке и сдаче оставили приятное впечатление от самого экзамена».
- «Смешанные: всё прошло успешно, но уровень стресса из-за неосвоенного формата сдачи экзамена (всё же простое занятие онлайн и госэкзамен онлайн – это разные вещи) был крайне высок. В принципе, в онлайн-формате есть и свои плюсы (комфортная обстановка, не тратишь время на дорогу и т.д.), поэтому в предыдущем вопросе выбираю второй вариант ответа («онлайн» – прим. ред.)».
- «Особо никаких, как-то не почувствовала, что был экзамен. Во время подготовки не нервничала, совсем было непонятно, что вот-вот скоро сдача».
- «Было так же волнительно. Но хоть все и прошло гладко, очень хотелось видеть своих однокурсников вживую, чтобы после экзамена окутывать человека вопросами НУ ЧТО КАК ТАМ?»
- «Было страшно, но преподаватели были очень милыми и приветливо настроенными, поэтому волнение ушло быстро».
- «В целом госэкзамен прошел без сложностей и в достаточно комфортной обстановке. Но, мне кажется, экзамен в традиционной форме позволяет более объективно оценить знания обучающегося, потому что все находятся в равных условиях, и в плане технической оснащенности (качество связи, наличие компьютера, принтера), и в плане обстановки вокруг (семья, дети, домашние животные и т.д.). Поэтому не хотелось бы, чтобы проведение экзаменов онлайн стало постоянной практикой. К организации госэкзамена на нашем факультете претензий нет. Были опасения из-за возможных технических проблем, но все прошло хорошо».
- «Не хватает живого взаимодействия с одногруппниками и преподавателями. Экзамен сдавать – это ведь целая культура с многолетними традициям, например, усиленно повторять что-то вместе с другими студентами перед экзаменом, а после вместе праздновать. Разговаривать в камеру (по сути, смотреть в одну точку) тоже не воодушевляет. В целом, экзамен сдали, но лично я не почувствовала того особого ощущения общности и творческого единства со студентами и преподавателями, как на классическом экзамене».
Преподаватели, которые на протяжении несколько лет были с ребятами и переживали за них на экзамене, тоже рассказали нам, что думают о таком формате:
- «Приемлемый вариант».
- «От такого формата экзамена – никаких положительных [впечатлений]. Нет торжественности, интерактива, обычного общения. Усталость от многочасового неподвижного сидения перед экраном».
- «Студенты замечательно держались, отвечали четко, понятно, по существу, безукоризненно выглядели, было очень приятно и посмотреть на них, и пообщаться с ними».
Можно по-разному относиться к онлайн-формату госэкзамена, но главное – то, что наши выпускники с ним успешно справились и уже скоро так или иначе получат свои дипломы. А что вы думаете о выпускных экзаменах и защитах дипломов онлайн?
Обложка статьи: From Unsplash by Compare Fibre.
Татьяна Звягинцева
Latest posts by Татьяна Звягинцева (see all)
- (Меж)Культурный сентябрь - 5 октября, 2021
- Немецкий клуб объединяет - 6 сентября, 2021
- Свободные романтики. Репортаж с выставки «Мечты о свободе» - 5 августа, 2021
Ваш комментарий будет первым