В новостной ленте вам могло встретиться сообщение о том, что, использовав две нейросети и синтезатор речи, учёные создали систему, которая преобразует сигналы мозга в слова. Благодаря этой разработке люди с боковым амиотрофическим склерозом – им страдал великий Стивен Хокинг – обретут дар речи. В создании устройства принимали участие специалисты в разных областях знаний, в том числе и нейролингвисты. Чем ещё занимаются эти учёные? Как нейролингвистика связана с преподаванием иностранных языков? Об этом далее.
Что такое нейролингвистика?
Описать, чем занимается лингвистика, не составит большого труда даже человеку далёкому от академической среды. Если же речь заходит о нейролингвистике, «не лингвист», скорее всего, подумает в первую очередь о сложных психологических экспериментах. И это верно, но лишь отчасти.
Нейролингвистика находится на стыке лингвистики, которая изучает устройство и функционирование языка, и нейронаук (неврологии и нейропсихологии), основным объектом изучения которых является человеческий мозг. Нейролингвисты изучают речевую и мыслительную деятельность человека с помощью различных экспериментальных методов.
К таким методам относится, в частности, картирование мозга. Картирование позволяет фиксировать активность головного мозга и наглядно представлять полученные данные. Невозможный ещё несколько десятилетий назад, сегодня данный метод активно используется при исследовании поражений головного мозга, как видимых (травмы, опухоли, сосудистые нарушения), так и скрытых. В то же время визуализация работы мозга необходима не только при наличии каких-либо патологий. Так, картирование мозга, айтрекинг (отслеживание движения глаз) и другие экспериментальные методы помогают учёным понять психические основы функционирования речевого аппарата.
Достижения нейролингвистики – науки, располагающей обширной теоретической базой – находят широкое практическое применение. Благодаря ей разрабатываются диагностические тесты, курсы лечения и методики реабилитации людей с речевыми нарушениями, проводятся исследования в области логопедии.
Нейролингвистические исследования также востребованы в такой, казалось бы, далекой от нейролингвистики области, как маркетинг. Поток информации, который обрушивается на современного человека, огромен. Так как контента становится очень много, борьба производителей за внимание потенциальных покупателей обостряется. Именно в этот момент в игру вступают нейролингвисты, изучающие, на что человек обращает внимание, когда читает текст или смотрит видео, как он на это реагирует. Подобные исследования породили отдельную отрасль маркетинга – нейромаркетинг.
Что связывает нейролингвистику и преподавание?
Дело в том, что в современном мире преподаватель – и особенно преподаватель иностранного языка – это практически сверхчеловек. Ему нужно досконально знать свой предмет, вдохновлять своих учеников и поощрять их познавательную деятельность (порой даже если они сами этого не хотят), а в случае с иностранными языками – стать инициатором и организатором общения учащихся с представителями изучаемой культуры.
Помимо этого, профессиональному педагогу необходимы знания о функционировании речевых и мыслительных процессов, а также о нарушениях речи (афазиях), которые могут непосредственно влиять на процесс обучения. Например, ученик может произносить «Порис» вместо «Борис», заменять слово «чемодан» на «сундук» и т.д.
В своей деятельности преподаватели иностранных языков также сталкиваются с различиями в усвоении второго языка у взрослых и детей, особенностями организации активного и пассивного словарного запаса обучающихся и специфическими языковыми расстройствами у детей.
Задолго до того, как нейролингвистика оформилась в отдельную научную дисциплину, эти вопросы волновали известных лингвистов и по совместительству педагогов, среди которых можно назвать Л. В. Щербу, Р. О. Якобсона, Л. С. Выготского. Наиболее известный современный российский нейро- и психолингвист – это доктор биологических и филологических наук, профессор СПбГУ Татьяна Владимировна Черниговская.
Помимо того, что Татьяна Черниговская вносит значительный вклад в развитие нейролингвистики, она также активно популяризирует эту науку, читая лекции, давая интервью и выступая в рамках научно-образовательных программ, тематических конференций.
Освещая те или иные вопросы нейролингвистики, Татьяна Владимировна обращает внимание на то, как особенности работы мозга отражаются на профессиональных отраслях, связанных с иностранными языками. Речь идёт прежде всего о работе переводчиков и преподавателей иностранных языков. Говоря о последних, профессор подчёркивает прямую связь между изучением функций языка в русле нейролингвистики и разработкой методических материалов.
Нейролингвистика в вузах
В настоящее время специалистов в области нейролингвистики готовят в нескольких московских вузах: МГУ им. М. В. Ломоносова, НИУ ВШЭ и РГГУ. На базе этих университетов созданы нейролингвистические лаборатории, где студенты, аспиранты, преподаватели и научные сотрудники проводят исследования в данной области.
Нейролингвистическое направление исследований представлено не только в уже упомянутых учебных заведениях, но и в других университетах, например, в НИТУ «МИСиС». Так, 7-8 ноября 2018 года в «МИСиС» проходила конференция «Английский для специальных и академических целей и англоязычная среда обучения в контексте интернационализации высшего образования».
Конференция с таким, на первый взгляд, ничем не примечательным названием посвящена обмену результатами передовых научных исследований, в том числе в области нейролингвистики. Одна из ключевых тем конференции – когнитивные механизмы повышения эффективности изучения иностранных языков. Примечательно, что данную тему в качестве спикеров освещали как российские специалисты, так и представители высших учебных заведений из других стран.
Итак, современная нейролингвистика – одна из наиболее быстро развивающихся областей знаний. Достижения этой науки находят применение в медицине, логопедии, маркетинге, программировании. Не последнюю роль нейролингвистические разработки играют и в преподавании иностранных языков.
Источники:
- Черниговская Т. В. Психо- и нейролингвистика: Текст лекции. Санкт-Петербург, 2001. — 10 с.
- «В НИТУ «МИСиС» прошла 5-я международная конференция по английскому языку».
- Мозг, речь и язык. Нейролингвистика.
- Мария Худякова. О профессии нейролингвиста.
Обложка статьи: From Unsplash by Robina Weermeijer
Анастасия Горохова
Latest posts by Анастасия Горохова (see all)
- Студент в фокусе: Вазген Саакян - 22 февраля, 2023
- Поисковый отряд МГУ: личный опыт - 8 мая, 2022
- Студент в фокусе: Надия Бенаисса - 7 февраля, 2022
Ваш комментарий будет первым