На сегодняшний день азиатская популярная музыка занимает особую нишу в современном медиапространстве. J-pop, J-rock и K-pop — весьма известные и популярные жанры в том числе и за пределами Азии — формируют «лицо» современной азиатской музыкальной культуры. Однако за внешним фасадом остается скрытым богатый мир современной азиатской музыки, в котором традиционное звучание, мотивы, региональные особенности музыкального искусства смешиваются с западными жанровыми и стилистическими открытиями. Осталось лишь сделать шаг, совершить путешествие в прошлое и взглянуть на спрятанные сокровища музыкальной сцены далекого Востока.
Семидесятые. Shingetsu. Япония.
Путешествие начинается в Японии, под тусклым освещением «андерграундных» музыкальных клубов и огнями неоновых вывесок, в тесноте и сценическом дыме. Совсем близко слышится музыка, похожая скорее на звуковую головоломку, настолько необычно и непривычно нашему слуху ее звучание. Музыка смешивается с такими же инопланетным пением. Мы еще на Земле или уже в другом мире?
Конец 60-ых, начало 70-ых годов — период возникновения и быстрого роста популярности прогрессивного рока, сначала в Британии, а затем и в Европе. Довольно быстро основные идеи этого музыкального направления — синтез рока с другими жанрами, новизна подачи и звучания, свобода выбора тем — распространяется по всему миру. Уже в 1976 году на сцену в Японии выходит группа Shingetsu (яп. 新月 — «Новая луна»), в основе звучания которой лежит музыка всемирно известной рок-группы Genesis. За 5 лет своей деятельности (крайне короткий срок для музыкальной группы) группа выпустит один студийный альбом c одноименным названием, который получит крайне высокую оценку любителей прогрессивного рока по всему миру. Музыка Shingetsu будет особо отмечена критиками за инновационное совмещение привычного для прогрессивного рока звукового оформления с использованием меллотронов, 12-струнных гитар и синтезаторов вместе с мягким, тонким и мелодичным вокалом лидера группы Макото Китаямы. Такое необычное сочетание резко выделяет музыкантов из Японии по сравнению с западными коллегами.
Первая композиция их студийного альбома Oni — шедевр симфонического прогрессивного рока. Композиция длинной в 9 минут 33 секунды не может быть разделена на ряд обособленных частей, при этом звучание, ритм и темп на протяжении всей композиции постоянно меняются, иногда плавно, а иногда с помощью резких инструментальных вставок.
Группа распадется уже в 1981 году, оставив, однако, невероятно богатое наследие в области симфонического прогрессивного рока. Shingetsu привлекает мистическим, экзотичным, будто «инопланетным» инструментальным сопровождением, необычным многоступенчатым построением композиций.
Восьмидесятые. Ли Сун Хи. Корея
Из Японии отправимся в Корею. Мы увидим, как меняется вокруг обстановка: тесные комнаты клубов заменяет огромный концертный зал, заполненный тысячами людей. Яркий свет, сверкающие экраны. Многочисленная публика с замиранием сердца ждет. На сцену выходит маленькая девушка. Стоит ей запеть — и ее голос разносит энергию по всему залу, не оставляя никого равнодушным. Фанаты называют ее «Маленький гигант» за мощный, сильный и красивый голос.
В 1984 году эстрадная сцена Республики Кореи приобрела одно из своих главных сокровищ. В этом году впервые на сцене выступила Ли Сун Хи — «Дива нации», «Королева женского вокала», самая известная исполнительница корейских баллад в стране.
В творчестве Ли Сун Хи смешивается наследие западных рок-баллад с женским вокалом (сама исполнительница назвала своими вдохновителями Барбару Стрейзанд, Мадонну и Уитни Хьюстон). Она переосмысливает их стиль исполнения, добавляя народные мотивы и более спокойный и размеренный темп, свойственный корейской народной музыке. Залогом популярности певицы стал ее голос, «лирическое сопрано» с широким диапазоном, позволяющим ей чередовать мягкое лиричное и спокойное пение со взрывным и сильным, свойственным power ballads, популярным в то время на Западе. В записи песен и при живых выступлениях певица зачастую использует звучание традиционных корейских струнных инструментов, таких как грушевидная лютня бипа, корейская скрипка хэгым (и ее обновленный четырехструнный вариант сохэгым), вместе с аккомпанементом фортепиано, флейты, акустической гитары.
На сегодняшний день Ли Сун Хи выпустила 15 студийных альбомов, сама написала все песни 13-го, и большинство песен 14-го и 15-го альбомов. Мировую известность и признание певице принесло ее сольное выступление в Карнеги-Холле в 2011 году.
Девяностые. The Seatbelts. Япония.
Впереди резкая смена обстановки. Мы отправляемся на концерт лучшей группы 70-ых годов… XXI века. Только недавно они совершили свое турне по Солнечной Системе и уже снова готовы давать живые концерты. Осталось лишь выйти на орбиту. Пристегните ремни, сейчас будет трясти! Не столько от перегрузок, сколько от энергичного, заставляющего двигаться и танцевать джаза.
Одна из характерных особенностей современной японской музыкальной сцены — присутствие в значительной степени музыки, записанной специально для анимационных фильмов, сериалов, компьютерных игр. Многие композиторы и исполнители в Японии специализируются именно на записи саундтреков. Одна из самых известных таких композиторов — Йоко Канно, клавишник и лидер группы The Seatbelts — уникального эксперимента в истории музыки — джазового коллектива, собранной в 90-ых годах с целью записать музыкального сопровождения к анимационному сериалу Cowboy Bebop. Через музыку The Seatbelts в Японии произошло обновление джаза — очень популярного жанра в Стране Восходящего Солнца. До этого японский джаз достиг своего расцвета в середине XX века.
The Seatbelts — большой джазовый коллектив, объединивший в своем творчестве работу 84 музыкантов (с учетом приглашенных вокалистов) из Японии, Америки и Франции. Результат — около 10 разных по звучанию альбомов, содержащих музыку из сериала, полнометражного фильма, игр по мотивам, а также неиспользованные записи. Группа существовала в период с 1998 по 2005 год и распустилась сразу после выхода последнего альбома Cowboy Bebop Tank! THE! BEST!.
The Seatbelts представляют слушателям синтез многих жанров вокруг основы из классического оркестрового джаза, бибопа (стиля джаза, в основе которого лежит импровизация и очень быстрый темп музыки) и блюза. Разные альбомы вплетают в себя элементы фолк-рока, хард-рока, нью-эйджа, электронной музыки; и даже традиционные арабские и восточноазиатские мотивы. Несколько композиций с вокальными партиями исполняются на японском языке. Джазовые композиции The Seatbelts отличаются особой мелодичностью, мастерской комбинацией духовых, струнных и клавишных инструментов, специфическим использованием электронной музыки и синтезаторов, а также широким спектром стилей и настроения. От бойкого, резвого темпа композиции Tank!, в которой партии разных инструментов идеально переходят из одной в другую, к величественному, медленному и плавному, но постепенно нарастающему как морская волна The Real Folk Blues, гармонирующему с голосом певицы Мэй Яманэ.
Творчество The Seatbelts во многом заново открыло японскую музыкальную сцену для западной публики, а также стало одной из главных составляющих успеха Cowboy Bebop как в Японии, так и за ее пределами.
Наше время. Hanggai. КНР.
Центр Пекина. Вечер. Уличный ресторан, скрытый в переулках от любопытных глаз. Сотни людей вокруг, суета и шум. Смех, разговоры, дым сигарет, звуки застолья. Приглашенная группа начинает игру. И мир меняется. Исчезают высокие небоскребы, ресторан, толпы прохожих на улицах. Перед нами бескрайняя степь Монголии. И высокое синее небо над головой. Остались мы и группа, наконец вернувшаяся домой.
Фолк-группа 杭盖乐队 (Hanggai Yuediu — дословно «музыкальная группа «Ханггай») образовалась во второй половине нулевых, однако вершин своей популярности достигла буквально пару лет назад. Смелый эксперимент — монголо-китайская фолк-рок группа, исполняющая свои песни преимущественно на монгольском — появляется в эру абсолютного превосходства C-Pop над другими жанрами. В своем творчестве группа объединяет наследие великих рок-гигантов современности (Pink Floyd, Radiohead, Rage Against the Machine, Нил Даймонд), и смешивает его с традиционными монгольскими традициями исполнения музыки и вокала. Появляется и становится хитом и музыкальным открытием. На сегодняшний день Hanggai выпустили 7 студийных альбомов. Группа является победителем второго сезона популярного китайского ТВ-шоу Sing My Song.
Песни Hanggai затрагивают старинные, почти забытые темы народных обычаев и верований, обращаются к древней истории, к буддистским традициям и сюжетам. Группа исполняет монгольские народные песни, не забывает о проблеме потери культурной идентичности в современном мире, о трудности сохранения себя и своего прошлого в тени больших мегаполисов, пожирающих культурное разнообразие в угоду масскульту.
Hanggai объединяют глубокое и пронизывающее монгольское горловое пение, традиционные струнные инструменты — моринхур и топшур, добавляют к ним акустическую и бас-гитары и ударные, а также обычный вокал на монгольском и китайском. Мелодичность, плавность фолк-рока; резкое, быстрое и иногда агрессивное звучание хард-рока; таинственное, держащее в странном напряжении пение и звук традиционных монгольских инструментов смешиваются в песнях коллектива и формируют разнообразную музыкальную картину, в которой каждый найдет песни себе по вкусу. Это и грозный, жесткий, полный природной неудержимости и энергии «轮回» (Lúnhuí; «Самсара»), и такой же энергичный, но более легкий и светлый Baifang («Очоод золгоно доо», «Вернусь к тебе»). Можно услышать нотки ностальгии, лирической грусти и тоски в звучании Ulanbator nights.
Творчество Hanggai сохраняет и доносит до широкой публики всю красоту традиционной монгольской культуры, заставляя слушателей задуматься о давно забытых корнях.
Взаимопроникновение культур приносит свои плоды постоянно, всегда и во всем. Оно помогает создать что-то новое, необычное, инновационное в любой сфере культуры. Азиатская музыкальная сцена может предложить многое любителю хорошей музыки. Конец нашего небольшого путешествия станет, возможно, началом нового пути по удивительному миру музыки Азии для каждого из нас.
Источник видео: www.youtube.com. Обложка статьи: From Unsplash by Ali Yahya.
Иван Кучин
Latest posts by Иван Кучин (see all)
- Мэшапы, или музыка как конструктор - 16 октября, 2023
- Не «Литтл Бигом» единым: музыка постсоветского пространства, о которой знаем не только мы - 11 декабря, 2021
- Язык интерактивных медиа. Эпизод I - 7 февраля, 2021
Ваш комментарий будет первым