Практическая магия Павла Бажова

В 2024 писателю уральской земли Павлу Бажову исполняется 145 лет. К юбилею вспоминаем чарующие сказы и разбираемся, какой след писатель оставил в русской культуре.

Жизнь Павла Петровича трудно назвать хрестоматийной, это даже не череда белых и чёрных полос, как бывает у большинства из нас, а событийный вихрь: сначала подпольная революционная деятельность, затем аресты и преследования в Гражданскую войну, а ещё доносы, обыски и голод, продолжавшиеся даже при советской власти. В его судьбе были и большие потери, и настоящие чудеса. Кто-то говорит, что ангелом-хранителем Бажова была его необычная фамилия: «бажить» — значит, ворожить, колдовать. Так или иначе, там, где сломался бы любой другой человек, Бажов крепко стоял на ногах – и не в последнюю очередь благодаря вере в сказочное.

Любовь к сказам появилась у Бажова ещё в детстве, когда мальчик взахлёб слушал рассказы старого сторожа дедушки Слышко. Именно от него Павел Петрович услышал о таких мифических персонажах, как бабка Синюшка, Хозяйка медной горы, Серебряное копытце и многих других. В Гражданскую войну Бажов много путешествовал, собирал рассказы земляков и записывал их в тетрадь, которая, к несчастью, была утрачена. Тем не менее где бы он ни был – в суровой Сибири или далёком Семипалатинске, – писатель жил идеей вернуться на родной Урал и поделиться с народом сказами, на которых он вырос. Время покажет, что свою мечту он исполнил.

В 1930-х страну затронуло краеведческое движение, и партия поставила задачу: изучить и записать народный фольклор, делая особый упор на трудолюбие уральских горняков. Сперва за дело взялся историк Владимир Бирюков, но позже отказался, потому что не смог найти никаких письменных источников. Бажов подошёл к делу куда проще: не имея на руках никакого материала, он возродил в мыслях сказки, услышанные ещё в детстве, и придал им фольклорные черты. Решение, безусловно, дерзкое – за это Бажова обвинили в фальсификации фольклора, и кто бы знал, как далеко зашёл бы процесс, если бы за него вовремя не вступился друг и поэт Демьян Белый, который в то время был на хорошем счету.

Как бы там ни было, за свою «Малахитовую шкатулку» Павел Петрович получил Сталинскую премию, а мы имеем прекрасное сочетание уральского фольклора с авторским вымыслом. К тому же, разобраться где среди фантазии Бажова затесались мифологические архетипы – весьма интересная задача.

Взять хотя бы Хозяйку Медной Горы, в образе которое есть что-то и от суровости Снежной королевы Андерсена, и от доброты феи-крёстной из сказок Шарля Перро. Но Малахитница самобытна: она предстаёт то в образе прекрасной девушки, то юркой ящерицы. Только ей решать, как распоряжаться своими горными богатствами – тут уже легко читается архетип девки-Азовки, загадочного духа Уральских гор. Тем не менее Хозяйке присущи и человеческие чувства: между строк сказа мы читаем, как она влюбляется в простого рабочего Степана, как пытается его завлечь роскошью горных подземелий, заставить забыть его свою невесту. Это желание роднит Малахитницу с другими обольстительными персонажами легенд: ведьмами и сиренами. И от этого её образ становится только привлекательнее.

Хозяйка Медной Горы. Источник:https://br.pinterest.com/pin/863846772259021238/

Но если Малахитница превращалась в ящерицу, то в другом сказе Бажова мы имеем дело с пресмыкающимся куда крупнее – Великим Полозом. Создавая это существо, Бажов вдохновлялся в первую очередь уральскими поговорками, в которых часто фигурировал могущественный Полоз, покровитель рудников и подземных богатств: как славяне поклонялись богу молнии и металлов Сварогу, так уральские горняки, чья жизнь была неразрывно связана с подземным пространством, верили в Полоза. Как и многие мифические существа у Бажова, Полоз имеет двойное лицо: то он исполинский змей, наводящий страх, то богатырь, который презирает жадных и одаривает добрых.

Источник:https://www.litfund.ru/auction/461/?sortby=sp&sortorder=dn&page=9

Чем же так удивительны сказы Бажова? Они самобытны: это не просто сказка, это сказ, где подчас нельзя понять, где правда, а где вымысел, где мифология вплетается в реальность, а обстановка, в которую помещены герои, и пугает, и завораживает: малахитовая зелень гор, тихое перешёптывание листьев в лесу и россыпь самоцветов.

Наверное, именно поэтому Бажова, которого не стало в далёком 1950 году, продолжают читать не только коренные уральцы, но и люди, живущие далеко за пределами нашей страны. Наследием Бажова вдохновляются и современные писатели: так, в 2018 году вышел роман Яны Лехчиной в жанре фэнтези (fantasy) под названием «Год змея». Это легенда о человеке, превращённом в дракона много лет назад и держащем окрестности в суеверном страхе. И в образе дракона чётко прослеживаются черты уже упомянутого нами Великого Полоза.

Более того, совсем недавно на Урале издали графический роман «ПП». Из аббревиатуры можно догадаться, что роман посвящён биографии Павла Петровича Бажова, его сказам и даже юмористическим зарисовкам о Бажове и о других писателях. Роман уже успел получить множество хороших отзывов. Лариса Абашева, художественный руководитель проекта, так рассказывает о том, как к ней пришла идея «ПП»:

«Я по-настоящему, могу сказать, что люблю и удивляюсь творчеству Бажова. Он для меня как «уральский Эдгар По»: и страшный, и мистический, и волшебный и жестокий. И неповторимо-уникальный. Чтобы привлечь интерес молодежи к Бажову, нужно качественно, талантливо и актуально подойти к визуальной форме подачи его материала. Чем мы, собственно, и пытаемся заниматься, исследуя и экспериментируя с его текстами». И мы с ней более, чем согласны.

Редактор: Вероника Давыдова

The following two tabs change content below.

Варвара Яковцева

Latest posts by Варвара Яковцева (see all)

Свежие записи

Обсуждение закрыто.