«Годунов»: Смутное время сквозь призму костюма

В ноябре 2018 года состоялась премьера первого сезона исторического телесериала «Годунов», продолжение которого вышло на экраны в марте следующего года. Сериал основан на реальных исторических событиях, охватывающих период с последних лет царствования Ивана IV до восшествия на престол Михаила Федоровича – первого представителя династии Романовых. Борьба за власть, политические интриги, волна самозванства, народные восстания, голод и эпидемии – все это характеристики данного, нестабильного во всех смыслах, этапа в истории Российского государства.

Интересно, однако, как был создан образ эпохи, насколько достоверно были переданы быт и нравы конца XVI – начала XVII вв. и как точно были воссозданы костюмы героев исторической реальности. Ведь культура одежды на Руси всегда находилась на очень высоком уровне, так как одежда, отличавшаяся многослойностью, подчеркивала социальный статус своего владельца.

В телесериале «Годунов» костюм, несомненно, погружает актера, а впоследствии и зрителя в тот исторический период, о котором идет речь. Действительно, костюмы играют роль «машины времени», «мостика в прошлое», создают неповторимую атмосферу эпохи. Именно поэтому работа над ними была крайне важна и необычайно сложна с эстетической и исторической точки зрения.

На создание костюмов для сериала ушло полтора года. Главный художник по костюмам Наталья Салтыкова со своей командой постарались добиться максимального исторического сходства костюмов персонажей. В работе использовались исключительно натуральные материалы, которые поддавались искусственному состариванию: ткани, меха (соболя, куницы, бобра, енота, белки, лисы), кожа, полудрагоценные камни. Пряжки, пуговицы, крючки и застежки являлись копиями исторических артефактов. Ориентиром в создании костюмов послужили экспонаты из музейных коллекций, иконы, парсуны и миниатюры летописей.

Опричники

В Послании к Готхарду Кеттлеру, герцогу Курляндскому и Семигальскому, Иоанна Таубе и Элерта Крузе (1572 год) дано следующее описание:

«Опричники (или избранные) должны во время езды иметь известное и заметное отличие, именно следующее: собачьи головы на шее у лошади и метлу на кнутовище. Это обозначает, что они сперва кусают, как собаки, а затем выметают все лишнее из страны. Пехотинцы все должны ходить в грубых нищенских или монашеских верхних одеяниях на овечьем меху, но нижнюю одежду они должны носить из шитого золотом сукна на собольем или куньем меху».

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - опричник-1.jpg

Опричник. Увеличенное изображение с поддона подсвечника начала XVII века.

Кадр из сериала. Василий Шуйский (слева) и Федор Романов (справа).
Кадр из фильма. Борис Годунов
Кадр со съемок. Малюта Скуратов (слева) и Борис Годунов (справа).

Служилые люди «по отечеству»

В те времена мужчины носили рубаху, зипун и кафтан, а зимой сверху еще надевалась шуба. Неотъемлемым элементом костюма были кушаки, которые могли достигать нескольких метров в длину, позволяя владельцу не один раз опоясывать ими свое тело. Они же выполняли функцию карманов. Особое внимание отводилось пуговицам, которые сами по себе воспринимались как драгоценности и иногда даже превосходили весь костюм по стоимости. Так, в сериале пуговицы для костюма Василия Шуйского было решено сделать из янтаря.

Василий Шуйский
Малюта Скуратов
Федор Романов
Федор Мстиславский

Федор Романов (слева), Федор Мстиславский (по центру), Василий Шуйский (справа).

Кадр из фильма. Борис Годунов

Духовенство

Монахи и монахини носили черные суконные рясы, а под ними — подрясники, «по большей части из зеленого сукна, а фуфайка и штаны делаются из зеленой бязи, которую привозят к им персияне».

Кадры из сериала. Гришка Отрепьев (слева), Инокиня Марфа (в миру Ксения Шестова) (справа).

Патриарх на рубеже XVI – XVII веков обычно облачался в рясу, поверх которой надевалась мантия (длинная накидка без рукавов, с застёжкой на вороте, имевшая, как правило, зеленый цвет). Голову покрывал белый куколь (лат. «капюшон»). Отличительным знаком патриаршего сана была панагия – медальон на длинной цепочке с иконой Богоматери. В руках находился жезл (посох с рукояткой), служивший символом апостольского преемства и знаком церковной власти.

Патриарх Московский Гермоген
Кадр из сериала. «Нареченный патриарх» Филарет (справа)

Царь

Повседневный гардероб русского царя не сильно отличался от одеяний бояр и дворян. Он включал кафтаны и шубы, украшенные кружевом, драгоценными пуговицами и мехами, башмаки и сапоги, шапки, а также нижние рубахи и порты.

Царь Иван Грозный
Кадр из сериала. Царь Федор Иоаннович

Кадр из сериала. Царь Василий Шуйский (слева), Федор Мстиславский (по центру), патриарх Московский Гермоген (справа).

Для празднеств и торжественных церемоний, в зависимости от их ранга и значимости, предназначались более роскошные одеяния. В праздничные дни цари переодевались по несколько раз, появляясь перед подданными в сложных многослойных одеждах, сияющих богатой отделкой. Церемониальное облачение, царские платна, ткали из самой тяжелой и драгоценной парчи – двойного петельчатого аксамита. Такие одеяния государей нередко описывали иностранные послы. Например, итальянский купец Рафаэль Барберини, бывший на приеме у Ивана Грозного в ноябре 1564 года описал костюм царя следующим образом: «… у него на голове золотая корона, кругом осыпанная драгоценными камнями… одежда на нем… длинная до самых пят, из золотой парчи и с пуговицами величиною с небольшое яйцо, но из чистого золота и осыпанными жемчугом и каменьями… а в руке у него серебряная вызолоченная трость наподобие епископского жезла». Костюм государя поразил даже посла папы римского Иоанна-Павела Кампану, посетившего Москву в 1581 году: «Великий князь одет в великолепную сутану, вышитую одновременно золотом и усыпанную жемчугом и драгоценными камнями с таким искусством, что кажется, будто она нарисована великим художником…».

Иван Грозный в подобных нарядах в телесериале не появляется, однако, в церемониальные одежды облачаются царь Федор Иоаннович и Лжедмитрий I.

Кадр из сериала. Лжедмитрий I и Марина Мнишек

Женские костюмы

Женщины поверх белой или красной рубашки с вышитыми запястьями, пристегнутыми к рукавам, надевали шелковый летник (длинная, сильно расширяющаяся книзу одежда, застегивавшаяся до горла) с длинными рукавами с вошвами с золотым шитьем и жемчугом и с пристегнутым воротом или ожерельем. Верхней выходной женской одеждой был длинный суконный опашень (долгополый кафтан с короткими широкими рукавами) с частыми пуговицами, украшенный по краям шелковым или золотым шитьем. Все это покрывалось душегреями или телогреями и шубами.

Замужние женщины должны были прикрывать свои волосы. Поэтому дома они носили на голове волосники (небольшая шапочка, которая плотно облегала голову и затягивалась сзади шнурками) или повойники (полотняная шапочка, иногда с твёрдым очельем, украшенным тесьмой, полностью закрывавшая волосы, заплетенные в две косы и уложенные на голове) и повязывались платком.

Кадр из сериала. Мария Годунова (Скуратова-Бельская) в волоснике

Ирина Годунова

Зимой женщины при выходе из дома надевали меховые шапки или покрывали свой головной убор платком.

Кадры из сериала. Мария Годунова (слева) в шапке и
Мария Старицкая (справа), королева Ливонии, в платке.

Девицы на Руси носили на голове венчики (широкая вышитая повязка с лентами) или венцы (обручи из кожи или бересты, обтянутые тканью и богато украшенные).

Кроме того, незамужние девицы могли ходить с непокрытой головой или с головным убором, оставлявшим открытой макушку.

Кадр из сериала. Анна (слева) и Екатерина (справа) Скуратовы

В сериале также появляется Марина Мнишек, разумеется, одетая по польскому образцу. Огромное влияние на женский шляхетский костюм того времени оказала испанская мода, что выразилось в популярности черного цвета. Женские платья характеризовались резко подчеркнутой талией и расширяющейся к низу юбкой. Лиф платья был очень узким и шился на плотном каркасе.

Есть ли неточности?

Безусловно костюмеры проделали масштабную работу. Несоответствия историческим реалиям найти очень трудно, и все же главный художник по костюмом Наталья Салтыкова выделила некоторые нюансы.

Во-первых, несколько веков назад люди были ниже ростом и уже в плечах и поэтому носили одежду и обувь меньших размеров. В этом вопросе костюмеры, разумеется, были вынуждены отступить от исторической точности. Во-вторых, шубы для актеров снаружи были отделаны натуральным мехом, а вот внутри — искусственным, в целях экономии, и чтобы актерам не было жарко. Благодаря этому шуба становилась значительно легче по весу, хотя даже в облегченном варианте облачение героев весило порою более 10 килограмм.

И тем не менее невозможно не оценить огромного труда художников по костюмам, проделавших кропотливую и поистине ювелирную работу для создания этих костюмов. Нам же остается лишь наслаждаться этим зрелищем на телеэкранах и с головой погружаться в атмосферу Руси эпохи Смуты.

В статье использован иллюстративный материал, являющийся собственностью студий Мосфильм, Москино и Лукфильм.

Свежие записи

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *