Эмоциональный интеллект и преподавание иностранных языков

Совсем недавно на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ проходила защита выпускных квалификационных работ. Тема моего диплома – «Интегрированное развитие эмоционального интеллекта и профессионально-коммуникативных умений студентов языковых факультетов». Защитилась я на отлично, а отзыв рецензента сохранила в папке «перечитывать холодными ночами для душевного тепла и поднятия самооценки».

«Тема у вас интересная, перспективная», – сказала Светлана Владимировна Титова. И правда, интересная тема. В моем дипломе 256 страниц (с приложением) – увлеклась немного, когда писала. Я и не думала на втором курсе, когда пришла к Алексею Александровичу Кореневу на спецкурс со словами: «Хочу писать что-нибудь про психологию», что любопытство меня до ВКР доведет.

Что же такое эмоциональный интеллект? Как его измерить? Почему он нужен нам, будущим преподавателям-лингвистам? Почему я загорелась идеей сделать курс, который бы его развивал? Ответы – в этой статье.

Что такое эмоциональный интеллект?

orange and white egg on stainless steel rack
From Unsplash by Tengyart

Ограничение моего исследования номер один: никто точно не знает, что такое эмоциональный интеллект (ЭИ).

Представление об ЭИ появилось в ответ на то, что традиционные тесты на измерение IQ не позволяли адекватно прогнозировать успех человека в жизни. Неожиданно, не правда ли? Казалось бы, чем ты умнее, тем, соответственно, и успешнее. Увы, это не совсем так.

В словаре психологии Эндрю Колмана (Andrew Colman) ЭИ определяется как «способность людей распознавать свои и чужие эмоции, различать чувства и грамотно их называть, использовать «эмоциональную информацию» для управления мышлением и поведением и использовать эмоции, чтобы адаптироваться к окружению или достичь цели» [Colman, с. 250].

Однако не все так просто. На данный момент существует два основных подхода к определению ЭИ. Модель способностей Майера-Саловея-Карузо предполагает, что это набор только когнитивных способностей (различать и выражать эмоции, использовать их для повышения эффективности мышления, понимать эмоции, их причины, связи между ними, контролировать эмоции). Вторая, смешанная, модель включает в ЭИ личностные черты (например, «волю к победе» у Гоулмана, «стрессоустойчивость» у Р. Бар-Она и пр.). Работа над усовершенствованием этих моделей продолжается до сих пор.

Как измерить эмоциональный интеллект?

Как же узнать свой EQ (emotional quotient – «эмоциональный коэффициент», по аналогии с IQ), если непонятно, что это такое?

Раз существуют разные модели ЭИ, то существуют и разные методы его измерения. Модель способностей использует задачные тесты, смешанная модель предлагает опросники. Задачные тесты предлагают решать задачи на распознавание эмоций, на понимание их взаимосвязи и др. Обычно они содержат несколько вариантов ответа, и подсчет баллов осуществляется согласно заданным параметрам или на основе консенсуса: «Выберите, какая из предложенных эмоций выражена на фотографии, и укажите ее интенсивность от 1 до 5» – это пример задания из такого теста.

Пример заданий задачного теста MSCEIT секции B

Опросники основаны на самоотчете: «Согласитесь или не согласитесь с фразой Меня считают чутким человеком» – пример задания из опросника.

Оба метода имеют ряд ограничений, но, на мой взгляд, ограничения опросников весомее. Во-первых, мотивация может существенно повлиять на результаты опросника. Если результаты опроса необходимы для приема на работу, кандидат на должность может попытаться продемонстрировать наличие таких профессионально важных качеств, которых у него нет, и завысить показатели. Так, было проведено исследование, показавшее, что в зависимости от мотивации студенты могли значительно улучшить результаты EQ-i теста (основанного на смешанной модели Бар-Она) [Nicholls, Wegener, Bay and Cook, 2012]. Во-вторых, в опросниках испытуемому более очевидны правильные ответы, чем в задачных тестах [Day, Carroll, 2008]. В-третьих, опросники предполагают, что испытуемый может дать точный самоотчет относительно своего поведения и способностей. Предположим, у человека низкий эмоциональный интеллект: в таком случае, как он может точно оценить свое эмоциональное поведение?

В общем, в своем исследовании я опиралась на модель способностей, а эмоциональный интеллект однокурсников мерила задачным тестом MSCEIT, за которым обращалась в РАН. Кстати, РАН отвечает по электронной почте, но спустя месяц после отправки письма, учитывайте это в своей научной работе.

Что показало измерение эмоционального интеллекта у студентов 3 курса ФИЯРа?

From Unsplash by Orkun Azap

В исследовании приняли участие 28 студентов-будущих преподавателей: 3 парня и 25 девушек (ФИЯР такой ФИЯР!). 12 человек показали результат «Выше среднего», 11 попали в группу «Компетентные», 3 – «Ниже среднего», 2 – в группу «Задумайтесь об улучшении своего ЭИ». Учитывая, что преподавание, особенно преподавание языков, связано с постоянным общением, пяти участникам исследования может быть некомфортно работать в профессии…

Но самое интересное не это: эмоциональный интеллект показал статистически значимую и значительную (0,51) корреляцию с академической успеваемостью студентов! Другими словами, чем выше эмоциональный интеллект, тем выше оценки за экзамены. Если считать академическую успеваемость студентов ЛМКК косвенным показателем их успешности как будущих учителей, то чем выше EQ – тем лучше качество преподавания.

Зачем преподавателям ИЯ эмоциональный интеллект?

From Flickr by thomasrichardson

В работе я анализировала ФГОС ОО, ФГОС ВО (Лингвистика), Образовательный стандарт МГУ (Лингвистика), CEFR, Профессиональный стандарт «Педагог», а также соответствующие стандарты в Великобритании и США. Приведу некоторые примеры:

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 035700 Лингвистика (квалификация (степень) «бакалавр») (ФГОС ВО):

  • Требования к выпускникам включает «применение тактик разрешения конфликтных ситуаций в сфере межкультурной коммуникации».

Вопрос: как разрешать конфликтные ситуации в ситуациях повышенной эмоциональности?

Общекультурные компетенции:

  • «Обладает навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов (ОК-3)».

Вопрос: как обеспечить «эмоциональную» адекватность этих контактов? (уверена, вы можете вспомнить учителя, который на вас кричал в школе).

Профессиональный стандарт педагога: учитель должен

  • «уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)».

Вопрос: как развивать эмоциональную сферу ребенка, если у тебя самого низкий эмоциональный интеллект?

  • «Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу».

Вопрос: как поддерживать дружелюбную атмосферу? Можно ли этому научиться?

  • «Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их».

Вопрос: как мне понимать и принимать детей, если они меня бесят? (привет, эмоциональное выгорание, частая проблема «социальных» профессий).

А как написано в самом стандарте, «…от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил».Получается, эмоциональные умения необходимо развивать, чтобы работа преподавателей соответствовала профессиональным стандартам.

О роли ЭИ в преподавании можно написать целую книгу. Например, многие профессионально-коммуникативные компетенции преподавателей связаны с компонентами эмоционального интеллекта: скажем, «терапевтическое аудирование» [Коренев 2017] –  в России 74% опрошенных преподавателей отметили, что сталкивались с такими ситуациями, когда учителю приходится решать проблемы учеников после урока – слушать, не перебивая, проявлять эмпатию, успокаивать, мотивировать – то есть контролировать свои и чужие эмоции. Собственно, терапевтическое аудирование в данном случае – то же, что и эмпатическое аудирование, оно же известное как активное слушание.

Как развить эмоциональный интеллект?

From Flickr by makebelievearts

Курсов по развитию ЭИ много. Курсов по развитию ЭИ преподавателей тоже много. А курсов по развитию ЭИ преподавателей иностранных языков – два. Один проводится в Брайтоне, а второй был разработан мной в рамках ВКР и ждет своей апробации.

Можно ли развить эмоциональный интеллект? Хороший вопрос: единого мнения об этом среди психологов нет. Это я узнаю в будущем, измерив ЭИ студентов до и после курса и сравнив полученные результаты. Оставайтесь с нами! 😊

Источники:

  • Коренев А. А. Профессионально-коммуникативная компетенция учителя и преподавателя иностранного языка: умения аудирования // Научный журнал Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. 2017. Т. 35, № 3. С. 88–97.
  • Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». – 2018. [Электронный ресурс] (дата обращения: 20.05.2018).
  • Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования. Бакалавриат. Направление подготовки 45.03.02 Лингвистика. – 2014. [Электронный ресурс] (дата обращения: 20.05.2018).
  • Colman, Andrew M. A Dictionary of Psychology (3 ed.). Oxford University Press, 2008. 896 p.
  • Day, A. L., & Carroll, S.A. Faking emotional intelligence (EI): comparing response distortion on ability and trait-based EI measures. // Journal of Organizational Behavior. – 29. – 2008. – pp. 761-784.
  • Nicholls, S., Wegener, M., Bay, D., & Cook, G. L. Emotional intelligence tests: Potential impacts on the hiring process for accounting students. // Accounting Education. – 21(1). – 2012. – 75-95.

Обложка статьи: From Unsplash by Tengyart

Свежие записи

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *