Правила жизни: Галина Ильинична Бубнова

О прожитом и пережитом

Заведующая кафедрой французского языка для факультета иностранных языков, доктор филологических наук, профессор

Галина Ильинична Бубнова

Беседовала: Виктория Бачевская

Когда я училась, я не видела себя преподавателем. Но после института я по распределению попала в школу № 12 имени В.Д. Поленова, и процесс преподавания по-настоящему зацепил меня.

Преподавание в школе — живой процесс, требующий изобретательности. Когда я перешла в вуз (МПИИЯ имени М.Тореза, ныне МГЛУ) я стала преподавать, используя те открытия, которые сделала, работая в школе, — и этим я отличалась от своих коллег. Именно школа сформировала меня как профессионального преподавателя.

У меня всегда была амбиция — заниматься фундаментальной наукой. Именно поэтому я начала преподавать в вузе.

Я бы никогда не выбрала французский, если бы не моя учительница. ВАсе Александровне Соломоновой сочеталось великолепное владение языком и простота объяснения его сути. Она открыла мне во французском языке что-то такое, чего я в нём никогда не замечала. Сегодня я могу сказать правильнее: не во французском языке, а во мне самой, в моей голове. Вот почему французский язык стал делом моей жизни.

Мне кажется, в любой профессии важно быть профессионалом. Для преподавателя это, с одной стороны, преподавательское мастерство, а с другой, владение тем предметом, который он преподает. Я думаю, что талантливый преподаватель в аудитории реализует только ту «знаниевую» часть, которая необходима обучаемым, остальное, как подводная часть айсберга, составляет тот фон, ту основу, без которых невозможна доступность и простота объяснения материала.

Сложно в преподавательской деятельности не нарушать баланса. Нужно держать дистанцию и одновременно быть открытым для обсуждения любых возникающих вопросов. Важное для преподавателя качество — объективность… Я стараюсь быть объективной, учитывая потенциал студентов: он у каждого разный, поэтому — от каждого по способностям.

Иногда работа преподавателя — это работа психолога. Он должен понимать, с кем имеет дело, как подойти к каждому, при этом, не потеряв всех и удерживая необходимую дистанцию.

В каждой группе всегда все по-разному. Очень часто муж мне говорит: «И что ты готовишься, ты уже столько лет это читаешь!» Я отвечаю: «Да, но каждый раз все совершенно по-другому». Я никогда не повторяю курса; он не может повторяться, потому что студенты всегда очень разные, потому что я сама меняюсь.

Почти все наши учебники надо менять. Преподавание это не только фонетика, грамматика, лексика; это еще и изучение всех смежных научных областей. К примеру, нейрофизиологи совершили прорыв в изучении процесса чтения, и мы должны принимать во внимание подобные открытия. Преподавание не должно отставать от других областей знания. Это очень важно.

Тяжело совмещать преподавание и научную деятельность. Конечно, преподаватели на нашем факультете немного «des enfants gâtés» («избалованные дети», фр. — прим. ред.): у нас маленькие группы и мотивированные студенты. Но есть и свои трудности: много методической работы, нужно писать программы, учебники, обновлять материалы, готовить задания для интеллектуальных соревнований. Всё это отрывает от науки, но, тем не менее, пытаемся совмещать.

Обеспечение учебного процесса трудоемкая задача. Две мои диссертации посвящены экспериментальной фонетике и я хотела бы продолжить работу в данном направлении. Увы, методическая и административная работа отнимают много времени и сил.

Французский язык сейчас на вторых ролях. С этой ситуацией ничего не поделать. В то же время, многие понимают, что знания одного английского сейчас недостаточно, и наша задача — заинтересовать людей в изучении французского.

Дети, молодежь меня вдохновляют. Работая в жюри олимпиады, я наблюдаюза участниками соревнований. Какие у них лица во время работы! Умные, одухотворенные, красивые! Меня заряжает их желание себя реализовать. И когда меня спрашивают, зачем я работаю, не надоело ли мне, то я отвечаю, что работаю ради того, чтобы разделить с ними эти творческие моменты.

Олимпиада — своего рода экспериментальная площадка. Она даёт возможность создавать новые системы тестирования и оценивания, наблюдать за работой самых сильных ребят. Анализировать результаты и внедрять положительный опыт в школах. В нашей команде работают молодые преподаватели, и для них олимпиады — тоже хорошая проверка и закалка.

Мечты, мечты… не было их у меня. Я прагматик. У меня не было мечты, не было несбыточных идеальных проектов, может, поэтому и разочарований было мало. Я всегда хотела и старалась честно и добросовестно делать то, что судьба позволяла мне делать.

Если бы мне сказали: «Хотите, чтобы Вам снова было 18 лет?», я бы ответила: «Нет-нет, не надо». У меня была нелегкая жизнь, хотя у кого она легкая?.. В прожитой жизни всегда многое бывает: разочарования, понимание, что чего-то ты не можешь, что-то ты вынужден принять, несмотря на то, что это и не очень нравится. Как говорил Сартр: «Человек свободен, и он всегда делает выбор, но за свой выбор он несет ответственность». Я готова нести ответственность за свой выбор, поэтому обратно не хочу, хочу двигаться дальше.

Никаких кардинально изменивших мою жизнь моментов я не припоминаю. Стоит, наверное, сказать о том периоде, когда я преподавала в университете Париж VII на факультете лингвистики. Я работала в лаборатории экспериментальной фонетики. Я увидела иное отношение к исследованию, к взаимодействию со студентами, к общению между коллегами. Не хочу сказать, что там всё хорошо, а у нас плохо, но взгляд со стороны позволил мне многое понять и переоценить.

Если опускаются руки, я просто работаю. И стараюсь в любой скучной работе, которой у нас достаточно, найти смысл. И на самом деле нахожу. Ведь мы живем в ситуации, а дуться на ситуацию — все равно, что дуться на то, что идет дождь. Он идет, и ничего не поделаешь. Зонтик возьми, плащик и ботики надень, и вперед. Из любой ситуации можно выйти одним способом — найти в ней некий смысл.

Как такового хобби у меня нет. Хобби мне заменяет семья: дочь, внучка. Я живу их интересами в большей степени, чем своими.

Я верю в чудо и в случайность. А какой может быть успех без удачи и случайности? Поэтому когда у меня что-то получается, я не слишком горжусь, не переоцениваю себя. Например, я прекрасно понимаю, что то, что я попала в школу №12, в Париж VII, в МГУ — это чистая случайность. Другой вопрос, что нужно уметь схватить удачный момент, уметь его не упустить. Для этого, конечно, должна быть мотивация, сила воли, доверие к себе.

Нужно благодарить судьбу за весь позитив, который с тобой происходит. А иногда даже за негатив. Иной раз переживаешь когда что-то не получается, а потом думаешь: «Господи, как хорошо-то. Ангел-хранитель, видно, не захотел». Но и неудача может быть толчком. Понимаешь и осознаешь, почему это случилось. Ошибки — это жизнь. Без ошибок не бывает успеха. Все мы проходим через ошибки, через неудачи, через трудности. Потому что нельзя ничему научиться, не делая ошибок.

Я очень люблю Францию. Если у меня есть возможность, я еду именно туда. В молодости я мало путешествовала: пожилые родители, затем семья, дочь. Первый раз я поехала во Францию в 1989 году, после того, как сняли необходимость получать для выезда заграницу рекомендацию райкома партии. Тогда я была уже совсем не девочкой. Многие спрашивают: «Почему ты все время едешь во Францию?», а я отвечаю: «Не могу надышаться и насмотреться». Удивительная страна.

Я стараюсь никогда не врать. Очень стараюсь не угодничать, потому что лесть — это ведь фактически враньё.

В своё время я была у психолога, и он сказал: «Дорогая, у тебя очень плохой характер, тебе будет трудно в жизни». Он объяснил мне, что я не умею выстраивать вертикальные отношения: «С начальством будет плохо». Поэтому, поскольку я промежуточный начальник, я стараюсь начальником для своих коллег не быть. И в студенческой группе я стараюсь не быть «руководителем», пытаюсь создать горизонтальные отношения. Не хочу выпячивать свой авторитет, хочу держать его далеко-далеко и пользоваться им лишь в самых редких случаях. А лучше не пользоваться вовсе.

От моего поколения современные студенты мало чем отличаются. Молодёжь всегда была мотивирована, всегда чем-то интересовалась — это есть и в вас. Разница лишь в том, что сейчас у вас больше возможностей узнавать новое, вы более свободны. Меняется форма — содержание остаётся прежним.

Пользуйтесь тем, что имеете, не упускайте своих возможностей, налаживайте контакты. Поезжайте на включенное обучение — это потрясающий опыт и шанс увидеть свою страну с другой стороны.

Будьте счастливы. Будьте открытыми всему новому, будьте свободными. Ищите, открывайте, используйте каждую возможность на своём пути. У вас сейчас удивительный период, короткий и быстротечный, когда у вас больше свободы, чем обязанностей.

Обложка статьи: www.sunhome.ru.

The following two tabs change content below.

Свежие записи

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий